Свадьба

Материал из Russianmagic
Перейти к навигации Перейти к поиску

Орден Велес

Сайту 21 год, 1999 - 2020.
Слава Русским Солнечным Богам!
      Русская Народная Вера, основанная на культуре Добра, со временем создала строго определённые правила поведения, которые нашли отражение в обычаях и обрядах Русского Народа.

      Слово «Свадьба» происходит от пра-Русского слова «Сва», означающего в переводе на современный Русский Язык «Свой» или «Родственник». Таким образом, Свадьба – обряд породнения. Покровитель Свадьбы – Бог Сварог. Собственно, само слово «Свадьба» происходит от того же корня, что и «Сварог». Сва – в переводе с пра-Русского Языка на Русский язык означает не только «Свой» и «Родственник», но и «Род», «Бог», «Свет», «Небо».

      Свадьбы обычно проводят в крупные Праздники Русской Народной Веры.

      Рассказать обо всех обычаях Русской Свадьбы в рамках этой книги не представляется возможным. Русский свадебный обряд содержит много частей, распределённых по времени на месяцы. Но не указать основные части Русского свадебного обряда нельзя.

Сговоры


      Сговоры Жениха и Невесты проходят перед началом всех Свадебных обрядов. Затем к сговору присоединяются Родители Жениха и Родители Невесты. Если Сговоры прошли успешно, принято решение о будущей Свадьбе, далее проходят Венчание и Помолвка. При Венчании и Помолвке о состоявшемся Сговоре становится известно Родственникам, друзьям, знакомым.

Венчание


      Венчание в Русской Народной Вере проводят по древнему обычаю – Молодые обмениваются венками из трав и цветов, что является символом обмена Душами. Часть души Жениха становится частью Души Невесты, а часть Души Невесты становится частью Души Жениха. Древнее Венчание при этом родственно по смыслу современному обмену кольцами Молодожёнов. Только кольца при этом не на пальцах, а на головах, и свиты из трав, что даёт Природа.

      Венчаются уже сговорённые пары.

      Венчания обычно проходят на Купалу как часть Купальских обрядов. Свадьбы же часто идут позже, на Радогощ.

      Венчание может проходить и ранее Купалы, например, на Красную Горку, с начала цветения большинства цветов.

      С момента Венчания Родители Суженого считаются вторыми Родителями Суженой и наоборот, Родители Суженой являются вторыми Родителями Суженого.

Помолвка


      Помолвка – от слова «Молва». Молодые объявляют о своём намерении пожениться. Для этого проводится пир, который так и называется – «Помолвка». Помолвка ещё не означает обязательной Свадьбы, но означает намерение таковую сыграть. Помолвку могли провести перед уходом Молодца на службу, а сыграть свадьбу по его возвращении.

      Помолвка может следовать непосредственно после Венчания и составлять с Венчанием единое действо, но также может и отстоять по времени, представляя собой отдельный пир, небольшой праздник с приглашением Родных и Близких.

Заручины


      Заручины – обряд поручительства за будущую семью и её благополучие со стороны Родственников с обеих сторон. Когда все Родственники уведомлены о предстоящей свадьбе, они съезжаются, чтобы выказать свою поддержку создаваемой семье. Они за неё ручаются. Каждый кладёт руку ладонью поверх ладони другого, – стопой, от старшего родственника к младшему. Это поручительство от Рода в том, что Род окажет помощь новой семье и поддерживает создание новой семьи. Кроме этого, обязательно договариваются о том, что конкретно Родственники привезут на Свадьбу и Свадебный пир.

Обручение


      Суженные взявшись за руки, обходят священное дерево – Берёзу по ходу движения Солнца – посолонь. Берёза – древо Богини Лады, дарующей Молодым Любовь и Лад в семье.

      После этого Молодые проходят сквозь двойной строй Родственников, Друзей и Гостей. Их обсыпают при этом цветами, зерном, желают счастья, удачи, многих деток.

      При обручении Жених и Невеста на Святилище обмениваются Родовыми оберегами и кольцами.

      Затем всем поездом из Жениха и Невесты, их Родителей и Родственников, обходят на Святилище вокруг Камня-Требника по часовой стрелке, посолонь, по ходу Солнца. Жених и Невеста при этом крепко связаны друг с другом обрядовым свадебным полотенцем «рука об руку». От чего Обручение и называется Обручением.

      Затем оставляют дары-угощения Предкам на Требнике, также отправляют милодары через обрядовый Священный Огонь на Святилище, который горит в честь Памяти Предков. Обряд ведёт Волхв и (или) Волхва, при этом славят Бога Сварога и Богиню Ладу – покровителей Русских Семей.

      После Славления Предков и Богов здесь же на Святилище славят Родителей Молодых, затем славят и самих Молодых, – красоту Невесты, Жениха, их трудолюбие и другие достоинства, Поздравляют Молодых и их Родителей.

      После чего все отправляются на Свадебный Пир.

      После обручения Жених и Невеста считаются Мужем и Женой.

Свадебный Пир


      На Свадебном Пиру Жениху и Невесте не дозволено употреблять хмельные напитки. Этот запрет распространяется не только на свадебный Пир, но вплоть до рождения детей и далее до рождения последующих. Этот обережный обычай обеспечивает здоровье детей и будущее здоровье всего Рода. Нарушающие этот обычай разрушают свой Род.

      После того, как Супруги выпивают едину сурью, они кланяются Гостям.

      Родители и Гости в ответ после слов Волхва и (или) Волхвы "За здоровье молодых" и "За Род наш", кланяются супругам и выпивают до дна полную чашу мёда.

      По Русскому обычаю Гости, выпивая первую чашу "ощущают горечь" и начинают говорить, что мёд-то горький. Потом Отец Невесты подтверждает слова Гостей и произносит "Горько"! В этот момент Жених получает от Отца Невесты "права" на Жену и целует её. С этого момента Молодые считаются новым Родом.

Свадебная обережная выпечка


      Хлеб играет значительную роль в свадебной обрядовости. К Свадьбе в доме Невесты приготавливают свадебную выпечку, украшенную ветками и называемую «круглый пирог» или «роща». Свадебный хлеб, с воткнутыми в него изукрашенными деревцами-ветками, имеет широкое распространение по различным областям России.

      Пирог «Свадебная роща» печёт Мать Невесты из крутого пресного теста в виде большой лепёшки. Пока она ещё сырая, в ней заранее веточкой делают дырочки. В эти дырочки, когда пирог уже будет испечён, вставляют украшенные ветки – рожки. Наряжают пирог девушки – Подружки Невесты. В старину веточки обматывали полосками пшеничного теста. В более позднее время веточки стали обёртывать цветной и золотистой бумагой.

      Рожки украшают фигурками из пресного теста – птички, кони, свинки, а также фигурки Жениха и Невесты. Фигурки Жениха и Невесты укрепляют рядом друг с другом на одной веточке с двумя рожками. Фигурки одевают, Жениха в рубаху и штаны, Невесту в сарафан, рубаху и передник.

      Пирог помещают в деревянную чашку и закрывают бумагой его поверхность между веточками. Чтобы куст веточек на пироге не рассыпался, его обвязывают вокруг лентой. Готовую «рощу» выносят в прохладное место, где она стоит до «пропоя». На «пропое», когда девицы поют величальные песни Жениху и Невесте, Дружка выкупает «рощу» у девушек, – даёт им деньги, угощение, три пирога, приговаривая, – ваш лес хороший, тонкий, годится нам на стройку. Девушки гостинцы берут, поезд Жениха пропускают, но уходят вместе с «рощей». Когда утром Невесту собирают к Венчанию, пирог опять «красуется» на столе. После того, как Молодые возвращаются с Венчания, Девицы опять продают пирог и получают за него подарки. Потом женщина из родни Невесты и девицы везут пирог в дом Жениха. Здесь его ставят на стол.

      Одна из девиц снимает ленту с рощи и обвязывает вместе головы молодых, приговаривая, пока связывает, – как роща стояла, не расходилась, так чтоб молодые не расходились.

      После этого начинают «ломать» рощу. Рядом с пирогом становится Дружок от Жениха. Жених вынимает веточки из пирога и раздаёт Гостям, – на каждого Человека по веточке. Дружка при этом приговаривает, – надо сводить рощу, хороший лес, ровный. Каждый Гость, получив веточку, втыкает её в тот пирог, что лежит перед ним на столе. Молодым Дружка передаёт веточку с фигурками Жениха и Невесты, отдаёт веточку Молодым со словами, – вот вас сейчас парочка, а вот на лето вас будет трое, – и даёт им ещё веточку с тремя рожками, «тройчатку». Раздавая веточки Гостям, кому-то говорит, – вот тебе толстая ветка на балку, дом строить. Другим обещает другое. И так раздаются все веточки пирога. Когда все веточки раздали, Дружка говорит, – остались от рощи одни корешки, Старушки будут пни копать, да печки топить, ну, Старушки, ваши пни тут, копайте сами, как хотите! Старушки, помогающие на Свадьбе, благодарят за пирог и забирают его себе.

      Когда гости разъезжаются со Свадьбы по домам, каждый везёт веточку рощи домой. Дома кренделюшки и фигурки с рожков отдают детям.

      Круглый пирог с веточками – изображение Священной Рощи со Святилищем, где проходит Венчание Молодых.

      Коники, свинки и другие животные на свадебном пироге «роща» – символы Счастья, Достатка, Удачи. Коник везёт, кому достанется коник, тому повезёт. Свинка – символ богатства и так далее.

      Свадебный пирог и раздача веточек Родным, Близким и Гостям, – символ Родового Древа Семьи, каждый является веточкой единого Древа Рода. Старики – корни Родового Древа, потому им отдают «корешки» – сам пирог.

Свадебный курник


      Многие последователи Русской Народной Веры интересуются свадебной обрядовостью и её возрождением.

      Свадебный курник – старинное Русское Свадебное обрядовое угощение, которое служит для того, чтобы символично наделить молодых достатком и благополучием. Символизм этого пирога во многом схож с другим обрядовым пирогом – "Свадебной рощей", но украшается этот пирог проще.

Рецепт приготовления курника:


      Мука 225 г, масло сливочное 150 г, яйцо 1 шт., соль 2 г, вода 110 г.

      Для блинчиков: мука 160 г, сахарный песок 80 г, яйцо 1 шт., молоко 400 г, масло топлёное 80 г, соль 2 г.

      Для начинки: курица 450 г, мука 30 г, пшеничная каша 60 г, яйца 2 шт., грибы белые свежие 150 г, масло сливочное 60 г, зелень петрушки и укроп 10 г, соль 6 г.

      Слоёное пресное тесто раскатайте в пласт толщиной 5-6 мм и вырежьте из него две круглые лепёшки разного диаметра (одну диаметром 25 см, другую – 35 см). На лепёшку меньшего диаметра (основание) положите блинчик из пресного теста, а на него, слоями, начинку в такой последовательности: каша, курица, грибы и вновь каша. Каждый слой начинки переложите блинчиком. Уложите последний слой начинки горкой. Накройте его сначала блинчиком, а затем лепёшкой большего диаметра (крышкой). Места соединения основания и крышки смажьте яйцом. Поверхность пирога украсьте разными "кониками", "коровками", "бычками", "свинками", "курочками", "петушками" и так далее, сколько поместится, вырезанными из тонко раскатанного теста, – для достатка и богатства молодых. Ещё раз смажьте весь пирог яйцом и выпекайте.

      Начинку для курника приготовьте следующим образом: мякоть вареной курицы нарежьте ломтиками и слегка заправьте белым (мучным) соусом, приготовленным на крепком курином бульоне, и маслом; кашу заправьте маслом, добавьте в неё рубленые яйца, зелень; свежие белые грибы, нарезанные ломтиками и поджаренные на масле, полейте небольшим количеством белого соуса.

      Курник выпекайте массой не менее 500 г и подавайте в целом виде или заранее порезав на доли.

      Курник на Свадьбе раздаёт Невеста по кусочку Гостям. Курник для этого заранее режут на много частей. Гости выкупают у Невесты каждый кусочек. Выкупом служат хваления Невесты и Жениха. Гость хвалит Молодых, даёт им напутствие и пожелание. В награду за это получает из рук Невесты кусочек курника.



Волкова И.О.