Несколько слов по вопросу об употреблении некалендарных имён на ряду с церковными, Н.Харузин, П.Александров, 1893 г.

Материал из Russianmagic
Перейти к навигации Перейти к поиску

Несколько слов по вопросу об употреблении некалендарных имён на ряду с церковными, Н.Харузин, П.Александров, 1893 г.

Несколько слов по вопросу об употреблении некалендарных имён на ряду с церковными. Этнографическое Обозрение, кн. XиX, Издание этнографического отдела Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии, состоящего при Московском Университет, 1893, № 4, под редакцией Секретаря Этнографического Отдела Н.А.Янчука, Москва

Факт употребления в древней Руси имени "некалендарного" на ряду с христианским может считаться установленным. Вопросы, которые возникают при изучении обычая давать лицу два имени (церковное и так сказать языческое), ещё совершенно не выяснены; остаётся между прочим неизвестным, при каких условиях некалендарное имя было даваемо тому или иному лицу.

Г. Балов совершенно правильно заметил, что на основании некоторых имён можно полагать, что они были даваемы при самом рождении ребёнка, например Бажен (желанный), Ждан (жданный), Нечай (нечаянный и пр.). Но до настоящего времени мы не имеем данных, позволяющих утверждать, что наречение языческим именем сопровождалось какими-нибудь обрядами.

Отсутствие данных по этому вопросу приводилось обыкновенно как доказательство, что в некалендарных именах следует видеть лишь прозвища, которые давались лицам уже взрослым и затем в общежитии заменившие христианские имена.

В нашей статье "К вопросу о древнерусских некалендарных именах" мы старались указать на односторонность подобного взгляда и обращали внимание на то, что обычай давать ребёнку два имени (христианское и языческое) встречается у некоторых народов и в настоящее время.

В дополнение к приведённым нами примерам, по этому последнему вопросу считаем не лишним привести несколько фактов, свидетельствующих о существовании этого обычая у некоторых племён, населяющих Россию. Чем больше будет накопляться подобных фактов, тем больше будет расти вероятность существования подобного же обычая и среди древних русских: с другой стороны, изучение разных обрядов, сопровождающих наречение ребёнка некалендарным именем у разных народов, быть может, поможет открыть в обрядах при рождении, крещении и пр. ребёнка среди русского современного населения следы аналогичных обрядов, которые, потеряв в настоящее время своё истинное значение, сохраняются среди русских крестьян в качестве переживания.

Таким образом, явилось бы возможным найти если не прямое, то по крайней мере косвенное доказательство в пользу мнения о наречении ребёнка нехристианским именем в древней Руси. Изучение же причин, почему ребёнку даётся то или другое имя, а также самих подобных имён, употребительных у разных народов, в значительной степени может осветить употреблявшиеся в древней Руси имена.

У вотяков Завьяловской волости, по словам г. Верещагина, существует обычай давать детям языческие имена на ряду с христианскими. Эти языческие имена даются "бабушками", исполняющими должность повитух при родах, которым обычай велит до совершения над младенцем обряда св. крещения давать так называемые банные имена (мынчо ним).

Имена младенцам родные дают по событиям, при которых рождаются дети, и по временам года. Так, например, если ребёнок родился весной, во время появления скворцов, он получает имя Юбер (скворец); если во время сенокоса-Кусо (косы), Во время уборки хлебов с полей дают имена: Кабан (скирда), Ючис (кол, на котором вешают снопы).

Но такой обычай ныне стал предаваться забвенью; чаще дают уже христианские имена, "Легкие для произношения, и такие имена за иными остаются до смерти, несмотря на то, что они при крещении наречены другими именами".

Крупные события дают также повод к наречению ребёнка тем или другим именем. "В селе Завьялов, продолжает г. Верещагин, в день нашествия на это село пугачёвской вольницы, родился у одного вотяка сын и его назвали Пугачём, такое прозвище за родом этого вотяка сохранилось и до ныне"

У карагассов, небольшого племени, живущего в лесах Саянского хребта, существует подобный же обычай. Карагассы считаются православными: христианское имя даётся священником при крещении, а карагасское имя "даёт или отец или мать новорождённого".

Иногда наречение языческим именем происходит следующим образом: на следующий день по рождении ребёнка устраивают пир: при этом случается, что именитый гость даёт новорождённому своё имя.

Наречение ребёнка языческим именем помимо христианского отмечено многими писателями у древних лопарей. В некоторых местностях Лапландии наречение новым именем совершалось в случае болезни ребёнка и сопровождалось следующими обрядами: в котёл клали ольховую кору, варили её и затем обмывали этой жидкостью ребёнка, смывая с него старое имя и нарекая ему новое.

В Финляндской Лапландии господствовало мнение, что от одного крещения в церкви ребёнок никогда не сделается счастливым; считалось даже необходимым смыть с ребёнка христианское имя; поэтому, тотчас после крещения в церкви, ребёнка крестили вновь по языческому обряду, который носил название Саме-набма-лавго (т. е. омовение лопарским именем; лопари сами себя называют Саме).

Чтобы узнать, какое имя следует дать ребёнку, прибегали к колдовству; при помощи бубна или другими способами отец или нойда (шаман), или, наконец, знакомые узнавали о будущем имени ребёнка. Но к этому средству приходилось прибегать сравнительно редко; по представлениям лопарей, обыкновенно, когда приближалось время родов, к роженице во сне являлся кто-нибудь из умерших предков и нарекал имя будущему младенцу.

Именем, данным при церковном крещении, ребёнка никогда не называли. Всякий раз когда ребёнок начинал хворать, или даже если он просто много плакал, совершали вновь языческое крещение. "Оно повторялось при всякой новой болезни, и, говорят, бывали примеры, что даже 70-летние старики подвергали себя этому крещению в случае болезни".

Языческое крещение совершала женщина: однако, при первом Саме-набма-лавго совершавшая крещение женщина не должна была быть ни крёстной матерью, ни свидетельницей при совершении церковного крещения над кем-бы то ни было.

Часто обряд совершался самой матерью крестящегося. Совершавшая языческое крещение женщина дарила своему крестнику латунный перстень, пряжку или что-нибудь другое, в знак того, что крестник освобожден от прежнего имени.

При перемене имени ребёнка в случае болезни обряд совершался следующим образом: под присмотром женщины, которая совершала обряд, нагревали воду и вливали её в корыто; туда же клали две берёзовые ветви; одну из ниx свивали кольцом.

Совершавшая обряд женщина говорила, обращаясь к ребёнку: "будь так же плодовит, так же здоров и крепок, как берёза, с которой взяты эти ветви. После этого она бросала в корыто латунный перстень, пряжку или вообще какой-нибудь кусок латуни, олова или серебряный предмет и говорила: этим я посвящаю тебя; будь так же звонок и красив, как эта латунь (или серебро); даю тебе новое имя; ты должен лучше расти от той воды, которую мы даём тебе, чем от той, которой тебя крестил священник. Будь так же счастлив, как тот предок, имя которого ты будешь носить".

С этими словами она обливала водой из корыта голову ребёнка до трёх раз и опрыскивала этой же водой всё его тело. После этого она говорила: "теперь ты сделался участником крещения Адде-набма (название обряда) и носишь имя ***; посмотрим, как ты будешь расти теперь". По совершении обряда брошенные в корыто металлические вещи вынимались и привязывались ребёнку под руки, если это был мальчик, и на груди, если крещение совершалось над девочкой.

Расставаться с этим амулетом нельзя было до достижения совершеннолетия, по достижении которого амулет вешался на волшебный бубен.

Мы подробно привели некоторые, имеющиеся в нашем распоряжении, сведения по этому вопросу в надежде, что они будут дополнены другими и что впоследствии таким образом накопится материал, который позволит с вероятностью допустить, сперва лишь по аналогии, существование подходящих обрядов в среде древнего русского населения.

Параллельно с этим было бы желательно подробное изучение обрядов, сопровождающих первое время по появлении ребёнка на свет среди современных русских крестьян. Как ни богата в этом отношении наша этнографическая литература, тем не менее сведения по этому вопросу ещё не достаточно полны, вследствие чего представляется возможным допустить мысль, что в качестве переживаний удастся будущим исследователям отыскать следы некоторых обрядов, связанных с древним обычаем наречения ребёнка некалендарным имёнем.

Просматривая статью Николая Xарузина, помещённую в XVI книге "Этнографического Обозрения", в которой приведены "некалендарные" имена, мне среди них попалась на глаза "Мина" и "Папа", между тем как эти имена помещены в "Всероссийском Календаре" (издание И. Д. Сытина) в алфавитном перечне имён святых с обозначением, что Мины бывает янв. 5, февр. 17, апр. 12, авг. 24, н. 11, дек. 10, а Папы-мар. 16.

В приложении к книжке Н. Суворова: "Описание Спасообыденной всеградской, что в Вологде, церкви. Вологда. 1879" напечатан "Общественный приговор жителей Вологды". Среди подписей Вологжан в этом приговоре встречаются уже упомянутые в статьях Н. Xарузина. и А. Балова (Этн. Об., кн. ХVIII) имена: 1-Бажен, 1-Грязной, 3-Дружина, 1-Ждан, 1-Замятня, 1-Незговор, 3-Первой, 1-Томило, 1- Третьяк.

Н. Харузин: Русские Лопари, стр. 179, 180. В сочинениях А. Е. Мерцалова: "Вологодская Старина, Спб. 1889" и И. К. Степановскаго: "Вологодская Старина. Вологда. 1890", также встречаются некалендарные имена, а имённо, кроме имён, упомянутых в вышеназванных статьях Н. Xарузина. и А. Балова (Бажен, Безсон, Булат, Ждан, Калина и Сотник), ещё имена: Брага, Булыш, и Троян. Эти имена в указателе имён святых православной церкви в "Всероссийском Календаре" не встречаются.

П. Александров.

Орден Велес

Сайту 20 лет, 2000 - 2020.
Слава Русским Солнечным Богам!

Волкова Ирина Олеговна



Волкова И.О.

Волкова Ирина О.
Автор Сайта orden.ru.
Изготовлю Сайты.
ordenmagic@yandex.ru
Контакты подробнее...



Читать статью-обзор на нашем Сайте: Фрилансерам исполнителям и Рекламодателям заработок в Интернете.

Баннер





Рада, что Вы посетили мой Сайт "Орден Велес" (Russian Magic). Если Вы искренне ратуете за древнюю Русскую Народную Веру в Солнечных Богов, пожертвуйте на её распространение ЛЮБУЮ сумму денег. Это Ваш вклад в её финансирование.

Волкова Ирина Олеговна (Захарова).

Переход на Яндекс.деньги Сервис