Харузин Николай Николаевич. К вопросу о древне-русских некалендарных именах.

Материал из Russianmagic
Версия от 18:25, 20 января 2020; Veles777 (обсуждение | вклад) (Veles777 переименовал страницу Xарузин Николай Николаевич. К вопросу о древне-русских некалендарных именах. в [[Харузин Николай Николаевич.…)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску


К ВОПРОСУ ДРЕВНЕ-РУССКИХ НЕКАЛЕНДАРНЫХ ИМЕНАХ

Из XVI книги "Этнографического Обозрения"

М О С К В А .

1 8 9 3.

Скачать эту редкую книгу в формате pdf файла можно у нас на сайте в разделе Книги

Прямая ссылка на скачиваемый файл: Файл:Kharuzin_o_drevne-russkikh_nekalendarnykh_imenakh.pdf‎

Можно прочитать текст работы Николая Николаевича Харузина ниже:

К вопросу о древне-русских "некалендарных“ именах.

Вопрос о собственных употребительных в древней Руси нехристианских именах, так называемых "мирских", был неоднократно затронут. Обыкновенно, однако, их принимали за прозвища, а не за имена лиц.

После работ гг. Костомарова, Чечулина и Соколова не может остаться сомнения в том, что это были "мирские" имена общеупотребительные, притом заменявшие в общежитии и далее официально имена христианские.

Вследствие того, что в течение долгого времени подобные имена считались прозвищами, невольно приходили к ошибочному заключению, что имена языческие, даваемые помимо христианских, являлись как-бы привиллегией княжеской семьи в древней Руси; на эту мысль наводила отчасти и наша летопись: занимаясь почти исключительно делами, касавшимися деятельности того или иного удельного князя, взаимных княжеских междоусобиц, наша летопись сохранила преимущественно имена княжеские, которые, как известно, являлись в каждой данной княжеской линии традиционными, вследствие чего и не могли представить большого разнообразия.

Имена дружинников упоминаются летописью лишь крайне редко. Только в тех случаях, когда дружинник играл особенно выдающуюся роль в истории княжества или оказал особое влияние на жизнь и деятельность князя, его имя увековечивалось летописью; но это сравнительно случалось редко, так как жизнь князя и его дружинника были обыкновенно настолько тесно связаны, что за личностью князя дружинник почти всецело исчезал. На народ летопись не обращала почти никакого внимания.

Неудивительно после этого, если исчезновение языческих "мирских" имён в ХIV, XV вв. среди князей и представителей высшего в то время сословия, было принято за результат развития христианства — с одной стороны, и упадка древних верований и обычаев — с другой. Если время от времени в летописных сказаниях и встречались имена нехристианские в виде, например, иноков Пересвета и Осляби, или дьяков Алмаза и Третьяка и т. п., то их считали прозвищами, а не именами.

Постепенно таким образом утвердился следующий взгляд: по принятии православия удельные князья сохраняли ещё долго, в течение нескольких столетий, обычай именоваться, на ряду с именем христианским, ещё именем языческим; это языческое имя, по-видимому, было общеупотребительным, так как наша летопись называет до последнего времени князей их именами языческими.

Что до народа, то он, по-видимому, приняв крещение, стал принимать только имена христианские. Оказывалось, что просвещение христианством шло путём совершенно противоположным тому, которым идёт обыкновенно всякое просвещение — что оно шло от низших сословий к высшим; казалось, что в то время, когда народ непросвещённый, терзаемый постоянными распрями князей из-за "стола", не имеющий далее возможности обучиться основам православной веры, ушёл в подчинении уставам церковным далее, чем высшее сословие, — князья, имевшие постоянное общение с настоятелями церкви, сами ревностные строители храмов и монастырей, в христианстве несомненно более просвещённые, сохраняли в своей среде более языческих обрядов и обычаев, чем "тёмная" масса народа!

Такого рода взгляд уже априори может считаться неосновательным, так как просвещение двигалось от высших, наиболее обеспеченных классов к ниже их стоящим, а не наоборот. Ошибочность приведённого взгляда доказывается и тем, что, при внимательном просмотре древних разного рода грамот, мы встречаем среди населения "тёмного" огромное количество собственных имён нехристианских, в то время как обычай называть князей именами языческим уже успел отойти в область прошлого.

Если замечание Карамзина и справедливо, что последний князь, носивший имя нехристианское, был Ярослав, сын Владимира Андреевича Храброго, то среди населения классов низших обыкновение давать, кроме имени христианского, ещё и языческое господствовало и в ХVI и XVII вв.

Кроме приведённых соображений относительно того, что в мирских именах мы должны видеть имена, а не прозвища, можно привести ещё то, что множество имён из помещённых в нижеприводимом списке повторяются несколько раз; так, например, имя Третьяк на 70-ти страницах списка встречается 7 раз; Меншик на 60-ти страницах — 10 раз, другие имена на небольшом количестве страниц встречаются 3, 5, 9 и более раз.

Это обстоятельство, равно как и тождество многих имён приводимого списка с именами, отмеченными гг. Соколовым и Чечулиным, извлекшими их из документов, относящихся к другой эпохе и другой местности, убеждает в том, что мы имеем дело с распространёнными не прозвищами, а именами, хотя бы последние и возникли в основании своём из прозвищ.

Важно и то, что в документах, из которых мы почерпаем наш список, нередко встречается, что за мирским именем и отчеством лица следует и прозвище, которое постоянно отделяется. Мы не знаем, как давалось это "некалендарное“ имя, сопровождалось ли наименование ребёнка мирским именем какою либо обрядностью или нет; но несомненно, что мы имеем пред собою имена, из которых многие отзываются глубокой стариной.

Обычай давать два имени ребёнку в древней России, на первый взгляд странный, является легко объяснимым, если обратить внимание на народы, также давно принявшие христианство, но у которых обычай давать своим детям, кроме христианского имени при крещении, ещё и имя, так сказать, языческое — сохранился до сих пор.

Так, например, у осетин этот обычай встречается и в настоящее время: имя, даваемое при крещении, не является употребительным; рядом с ним существует имя другое, даваемое родителями, сообразно с внешними или внутренними качествами ребенка, или согласно другим обстоятельствам (времени рождения, общему числу детей и т. д.). Но оставляя в стороне осетин, укажем близких русским так называемых русинов: в их среде, в течение нескольких столетий оказывали своё влияние и православие, и католичество, и уния, и лютеранство, и огромное количество сект; между тем, обычай давать детям два имени — одно при крещении, другое так сказать языческое, сохранился до сих пор (например при крещении София, в общежитии Святослава).

Этот обычай, по-видимому, существовал и в древней Руси и сохранился до последнего времени XVII в. и, быть может, и в настоящее время не исчез вполне. Развитие христианства, действительно, привело к тому, что высшее сословие откинуло обычай давать два имени своим детям, но в среде не придворного сословия он ещё долго сохранялся: в этой области развивающая деятельность христианства действовала медленнее, и в то время, как правящий класс, под влиянием духовенства, постепенно терял свои народные обычаи, — слои общества, ниже стоящие, сохранили этот языческий обычай до Петровской реформы.

Гг. Чечулин и Соколов в упомянутых статьях уже привели большое количество имён, "не встречающихся в православных святцах" извлечённых ими из писцовых книг, книг отказных и других документов. Как указанные, так и другие источники касаются не всегда русского служилого сословия, и можно было бы думать, что лишь низший слой общества сохранил в себе старинный обычай давать своим детям два имени.

Но вот пред нами десятни XVI в. (конца его), где помещены лица, долженствующие отбывать "Государеву службу"; лица, в них поименованные, не являются придворным сословием, но все они принадлежат к потомкам прежних дружинников, так сказать, к состоянию правящему, хотя, конечно, за это время двор великого князя московского, и впоследствии московского царя, изменил и свой характер, и внешний и внутренний облик.

Тем ценнее для нас факт, что среди класса, достаточно приближённого к двору, сохранились воспоминания старины и в обычае давать детям два имени — христианское и языческое. Приводим эти имена, извлечённые нами из труда г. Сторожева: "Десятни и тысячная книга XVI века", напечатанного в VIII кн. "Описания документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства Юстиции" (М. 1891). Текст опубликованных В. Н. Сторожевым десятен касается служилого сословия Коломны, Переяславля, Мурома, Епифани, Каширы и Ряжска, за период от 1577 — 1599 гг.

А

Адаш
Акоятый
Алмаз
Асан

Б

Багрим
Бажен
Барсан
Барсук
Басала
Басман
Бахтеяр
Безня
Безчастный
Безобраз
Безсон
Беляй
Беля
Бобрыщ
Богор
Богатырь
Бражник
Бровка
Брусник
Будай
Будян
Буда
Булат
Булгак
Буня
Бурнаш
Буруй
Бурко
Бухаря
Бухвал
Белка
Беласка
Беленица

В

Верещаг
Вериг
Вешняк
Видан
Видный
Виндяк
Внук
Волокита
Волынец
Ворошило
Второй
Вьилица

Г

Гвоздь
Гига
Голова
Горбатый
Горомык
Горяин
Гридя
Губ
Гуляй

Д

Данша
Девятой (Девятка)
Дей
Добрыня
Добрыш
Домашней
Дорога
Дорох
Дрозд
Друг
Дружина
Дуванко
Думаш
Дунай
Душа

Е

Елшик
Ербыш

Ж

Ждан
Жишрбик
Жук

З

Залешанин
Замятня
Заня (Зеня)
Заяц
Злоба
Злыдарь
Зотка
Зоря

И

Истома

К

Каблук
Казарин
Калина
Канбан
Капуста
Квашня
Килдеяр
Китай
Китан
Кленя
Клок
Клютчко
Кокорь
Колупай
Колобъ
Коняй (Коняшка)
Конша
Копт
Короб
Крестьянин
Крячко
Кубас
Кудин
Кур
Курба
Курбат
Курдюм
Кушник

Л

Ламанко
Лапа
Лачин
Лешук
Лизун
Лобын
Ломачко
Лопата
Лумп
Лусек
Лучанин
Любим
Ляпун

М

Малец
Малик
Мамон
Мансур
Масло
Май
Мек
Меншик
Меньшой
Меретек
Мизин
Милка
Милован
Миляй
Мина
Миняк
Мисюр
Мишура
Молчан
Монастырь
Мордвин
Москаль
Мосол
Мурза
Мясоед
Мыслик

Н

На(о)гай
Надей
Найден
Невзор
Невежа
Невер
Неждан
Незговор
Незамай
Неклюд
Некор
Неклас
Нелюбда
Нелюб
Немятой
Несвой
Неупокой (Неупокорец)
Несвет
Ненаш
Неустройко
Нехороший
Нечай
Низовец

О

Обида
Обмена
Образец
Овчина
Одар
Озимар
Олтух
Онцыфер
Орех

П

Папа
Паршик
Первой
Первуша
Пересвет
Повод
Покидка
Покидыш
Полух
Помин
Позняк
Попадья
Посник
Посол
Правой
Прокуда
Путило(е)
Пешка
Пятой
Пятунка

Р

Радай
Радка
Радосный
Разгидьдей
Ратой (ай)
Рудак
Рунец
Русин
Рычко

C

Савлук
Салем
Салтан
Самосад
Самчюк
Сарин
Сарычъ
Сатыш
Своитин
Севрюк
Семейка
Семьянин
Серко
Скорняк
Слядня
Слепец
Смага
Смирной
Сныток
Соир
Соловей
Сом
Соня
Соморок
Сотник
Стадник
Страх
Стривта
Субота
Сувор
Сулеш
Сума
Сумгур
Сунбул
Суря
Суслин
Сухан
Сухой
Суш
Сыдавной

Т

Танай
Тать
Темир
Теряй
Тиняк
Тихомир
Тишина
Товарыш
Томило
Том
Тонкой
Торопь (Торопец)
Треня
Третьяк
Труха
Тугарин
Турбай
Тутай
Тучко

У

Угрим
Удача
Улан
Урак
Урус
Улин
Услюн
Утеш
Утучь
Ушак
Ушатой

Ф

Фуник
Фурсай

Х

Химью
Хрен
Худяк

Ч

Челядьня
Черемисин
Черемша
Черпяй
Черняй
Четвертак
Чудной
Чюдин
Чюхна

Ш

Шамаук
Ша(е)рап
Шасть
Шемяка
Шестак
Шетил
Шиняй
Широкой
Ширяй
Шолко.

Щ

Щетина

Ю

Юда (Юдин сын) (Иуда?)

Я

Ярец (Ярцов сын).
Яруга.

Приведённые, нами имена касаются исключительно мужского населения указанных местностей; но в работах, указанных нами, приведены и несколько женских имён.

Естественно, что в памятниках древней Руси почти исключительно встречаются лишь имена мужчин; поэтому особенно интересен и важен факт, подтверждаемый хотя-бы очень немногочисленными примерами, что обычай употреблять в общежитии имена нехристианские распространяли и на женщин.

Женскиё "некалендарные" имена, по-видимому, прошли тот-же самый процесс, как и имена мужчин, но, как кажется, у первых замена языческих имён христианскими проявилась раньше или, быть может, что ещё более вероятно, при том приниженном положении женщины, которое ей выпало на долю в течение нескольких веков жизни древней Руси, её имена не восходили "за ненадобностью" к летописи и тем менее в другие "финансовые и служебные" памятники, которые имели дело исключительно с мужским населением России.

Из опубликованных г. Сторожевым документов мы извлекли 300 слишком имён, причем часть их встречается лишь в виде отчества; из числа последних мы выписали только те, которые имеют объяснение в русском языке или русский корень; отчества, происходящие из инородческих языков, мы не выписывали в виду соображения, что в XVI веке в московское государство приезжало много лиц инородческого происхождения; дети таких лиц, носившие уже русские имена, сохраняли инородческие отчества или имена своих, быть может, ещё некрещёных родителей.

Инородческие имена, встречающиеся в приведённом нами списке, относятся исключительно к лицам, отчество которых оказывалось русского происхождения. Мы делали это из опасения принять лиц, имеющих инородческое имя и отчество, за русских, в то время, как это могли быть сыновья тех-же приезжих пред­ставителей тюркского или иного племени.

Тем не менее, число инородческих имён весьма обильно. Из приведённых нами имён, вероятно, есть некоторые, которые, могли быть приданы лицу уже не в детском возрасте, прозвища и т. п., но, по-видимому, они вполне слились с именами и в общежитии употреблялись наравне с последними.

Значение многих из русских приведённых нами имён не может быть объяснено за неимением областных словарей или за утратой в настоящее время употреблявшихся прежде слов. Наконец, в приводимом нами списке мы встречаем несколько имён, упоминаемых в наших былинах или летописях, например Добрыня, Соловей, Замятня, Пересвет, Дунай, Третьяк, Алмаз и другие .

Как приведённый нами список нехристианских имён, так и списки, опубликованные гг. Соколовым и Чечулиным, не являются полными, и на основании их нельзя придти к каким-либо выводам; лишь при большем накоплении материала из разных местностей можно составить подробный список имён, узнать их распространенность по местностям и выяснить, какие имена являлись наиболее излюбленными древними русскими.

Xарузин Николай Николаевич. К вопросу о древне-русских некалендарных именах.

  • ) Имена Казарин, Мордвин, Черемисин, Чюдин и Чухна, указывающие, по-видимому, на племенное происхождение лица, встречаются как имена, а не только как отчества.


Извлечение из № 3 "Этнографического Обозрения“ за 1893 г.
Орден Велес

Сайту 20 лет, 2000 - 2020.
Слава Русским Солнечным Богам!

Волкова Ирина Олеговна



Волкова И.О.

Волкова Ирина О.
Автор Сайта orden.ru.
Изготовлю Сайты.
ordenmagic@yandex.ru
Контакты подробнее...



Читать статью-обзор на нашем Сайте: Фрилансерам исполнителям и Рекламодателям заработок в Интернете.

Баннер





Рада, что Вы посетили мой Сайт "Орден Велес" (Russian Magic). Если Вы искренне ратуете за древнюю Русскую Народную Веру в Солнечных Богов, пожертвуйте на её распространение ЛЮБУЮ сумму денег. Это Ваш вклад в её финансирование.

Волкова Ирина Олеговна (Захарова).

Переход на Яндекс.деньги Сервис