Расположение индоиранской прародины и возможная археологическая идентификация праариев
В современной исторической науке вопрос о местонахождении прародины предков идоевропейских народов еще окончательно не решен. Данная статья является одной из имеющихся версий. Публикуется в режиме ознакомления.
Решение проблемы локализации прародины индоиранских народов - одной из сложнейших проблем мировой исторической науки - возможно только на основе использования комплекса данных множества исследовательских дисциплин. Необходимо найти надежные вехи, ориентиры, то есть рельефные, показательные данные из области лингвистики, антропологии, археологии, этнографии и собственно культурологии, сопоставив которые можно очертить географические пределы, в коих существовала арийская культурно-историческая и этноязыковая общность. Попытка отыскать эти вехи - разумеется, отнюдь не бесспорная по своим результатам, и была предпринята автором.
Изучение индоиранской проблемы позволяет установить следующие факты:
- 1. Древние арии занимали восточный фланг индоевропейской прародины.
- 2. В их жизни скотоводство (разведение крупного рогатого скота и коней) играло гораздо большую, а земледелие - гораздо меньшую роль, чем у остальных индоевропейцев.
- 3. Еще в эпоху существования индоиранской общности предки ариев познакомились с двугорбым верблюдом-бактрианом, которого не знали другие индоевропейские племена.
- 4. Прародина ариев изобиловала открытыми пространствами, а их хозяйственно-культурный тип соответствовал хозяйственно-культурному типу скотоводов Евразии, обитавших в степном и лесостепном поясе континента. В то же время общеиндоиранская лексика насыщена терминами, описывающими формы и условия пересеченных ландшафтов. Это заставляет предположить, что вблизи очага формирования арийских народов располагалась какая-то гористая местность.
- 5. Древние индоиранцы были хорошо знакомы с явлениями, встречающимися на высоких широтах - холодными снежными зимами, весенними паводками, феноменами полярного дня, полярной ночи, полярной зари, северного сияния. Знали они и о существовании Ледовитого Океана. Эти сведения не могли быть почерпнуты из чужих рук - в подобном случае они были бы очень сильно искажены и мифологизированы. Более вероятно, что эти знания получены непосредственно пращурами ариев на их прародине.
- 6. Индоиранцы имели очень ранние и очень близкие контакты с предками финно-угров. Их связи с носителями других неиндоевропейских наречий -северокавказских, картвельских, семитских, енисейских, алтайских, дравидийских и прочих - были более поздними и менее представительными. Максимальное сходство в сфере языка и культуры, доходящее до полного тождества на уровне отдельных реалий, обнаруживается у ариев с угорскими племенами, которые со времен неолита населяли зону тайги от хребта Урал до р.Обь.
- 7. Арийская общность существовала приблизительно с рубежа V/IV по рубеж III/II тыс. до н.э., в эпоху энеолита и ранней бронзы.
- 8. В составе древних и современных индоиранцев выявляется примесь светлопигментированного компонента, так называемой палеоевропейской расы, представители которой в эпоху энеолита и бронзы обитали в северной и средней Европе и в поясе евразийской степи и лесостепи.
Анализ и сопоставление этих фактов позволяют предположить, что очагом формирования индоиранской общности были земли, расположенные в районе южной части Уральского хребта и далее - в глубинах азиатского континента.
Автор составил вспомогательную карту, на которую нанес те реалии, которые так или иначе характеризуют географический локус арийской прародины. На этой карте отражены:
- 1) Древний ареал распространения бактриана;
- 2) Область обитания протоугров с рубежа VI/V по рубеж II/I тыс.до н.э.;
- 3) Южная граница ареала наблюдаемости полярных явлений, за которую принята параллель 56шс.ш.;
- 4) Район расселения представителей палеоевропейской расы в неолите -энеолите;
- 5) Наиболее вероятные границы ареала формирования индоевропейской языковой семьи по данным археологии и лингвистики;
- 6) Современные границы пояса степи и лесостепи;
- 7) Область горного ландшафта в пределах этого пояса.
Единственный ареал, на территории которого данные реалии соседствуют, совмещаются или отделены друг от друга небольшими пространствами - до 300-400 км - это Южный Урал и прилегающие к нему районы. Только здесь могла обитать общность, знавшая все эти реалии в один и тот же исторический период. Вывод о локализации арийской прародины, полученный на основе комплекса культурологических данных, должен быть проверен археологией. Тогда он будет либо подтвержден, либо отвергнут ею.
Археологические исследования последних десятилетий выявляют существование в этом регионе крупной культурно-исторической общности эпохи энеолита, охватывавшей Южный Урал, лесостепную часть Западной Сибири до водораздела Иртыша и Ишима, Северо-Западный и, отчасти. Центральный Казахстан.
Культуры, принадлежавшие к этой общности, которую условно можно обозначить как суртандинскую, могут претендовать на то, чтобы считаться древнейшими культурами индоиранских народов.
I. Время существования и расположение культур суртандинского круга совпадают с вероятным временем существования и локализацией культур праарийской общности. II. Памятники суртандинской общности с северо-востока примыкают к ареалу Д.Я.К.И.О.,* принадлежавшей бесспорно индоевропейским народам, имеют немало общего с древнеямными памятниками, а наиболее северные из суртандинских памятников находятся в районах, где регулярно наблюдаются полярные феномены. Для индоиранской атрибуции этой общности данные факты весьма важны (см. выше - п.1 и п.5). III. Преобладающим занятием суртандинских племен было коневодство, у них оно было гораздо более развитым, чем у создателей Д.Я.К.И.О. В то же время суртандинцы не имели устойчивой, четко фиксируемой по археологическим материалам, традиции земледелия. Как мы помним, высокоразвитое коневодство и малая роль земледелия отличали именно древних ариев. IV. Важной частью скотоводческого хозяйства суртандинцев было разведения крупного рогатого скота; оно же играло существенную роль в жизни архаичных индоиранцев. V. Формирование вышеперечисленных особенностей экономического строя ариев, специфической структуры их скотоводческого хозяйства могло происходить только в таких экологических условиях, которые близки к тем, что существовали на территории расселения суртандинцев, т.е. на стыке Восточной Европы, Сибири и Средней Азии - с его относительно сухим и резко континентальным климатом. VI. Жизненный уклад суртандинцев вполне аналогичен жизненному укладу древних индоиранцев. Суртандинцы, как и архаичные арии, обитали в полуземлянках, не знали гончарного круга и использовали керамическую технологию, подобную той, которой пользовались праарии. VII. У суртандинцев (ботайцев) очень рано появились костяные псалии, с глубокой древности существовал культ коня. Это так же атрибутирует их как индоиранцев. VIII. В антропологическом отношении суртандинцы - палеоевропейцы с некоторой примесью монголоидного компонента. Именно палеоевропейские черты бесспорно присутствовали у представителей праарийской общности. В то же время по своим расовым признакам и хозяйственно-культурному типу суртандинцы не могли быть ни праалтайцами, ни предками уральских и енисейских народов. IX. Племенам суртандинского круга, судя по находкам в могильнике Тумек-Кичиджик, еще до начала III-го тысячелетия до н.э. был известен двугорбый азиатский верблюд-бактриан. Использование бактриана было специфической чертой именно индоиранских народов. X. Археологические материалы позволяют предполагать, что представители суртандинской К.И.О. (ботайцы) и близкие к суртандинцам агидельские племена почитали бобра. Культ бобра существовал у индо-иранцев, он отражен в "Авесте", и культ этот для ариев специфичен; он отличал их от остальных индоевропейцев. XI. Создатели культур суртандинской общности поддерживали активные связи с носителями культур накольчатой и гребенчатой керамики Западносибирской тайги; корни этих связей уходят в неолитическую и даже мезолитическую эпохи. По крайней мере часть этих лесных культур принадлежала палеоуграм. Индоиранские племена так же имели древние и тесные отношения с протоуграми. С таежными же племенами Восточной Европы, чья этническая принадлежность определяется как финно-пермская, суртандинцы поддерживали менее глубокие и менее длительные связи. Данная картина соответствует характеру древнеарийских контактов с финской и угорской ветвями уральских народов. XII. На территории распространения культур суртандинской общности в эпоху бронзы складывается андроновская К.И.О., определенно принадлежавшая арийским народам. При этом большинство археологов полагает роль местных энеолитических культур в формировании андрона определяющей. О близости материалов суртандинского круга к материалам андроновской и абашевской К.И. О. (оставленной так же индоиранцами) и их влиянии на культуры, входившие в эти общности, пишут В.С.Горбунов, М.Ф.Косарев, А.Х.Маргулан, Г.Н.Матюшин.
Все это позволяет идентифицировать зауральских скотоводов халколитической эры с ариями эпохи существования индоиранского единства и подкрепляет концепцию южноуральского происхождения арийских племен.
В заключение хочу сказать несколько слов о той роли, которую играет область, лежащая на стыке трех историко-географических бассейнов Евразии - Восточной Европы, Сибири и Средней Азии, в истории нашей цивилизации. Ее границы можно определить от Волги до Ишима с запада на восток и от Каспийского и Аральского морей до Приполярного Урала с юга на север. Эта роль была велика уже в эпоху палеолита и мезолита. В эпоху неолита и раннего энеолита в юго-западной части этого ареала сложилась индоевропейская культурно-лингвистическая общность, на севере его - уральская языковая семья. В эпоху бронзы в пределах данной области сформировались абашевская, самусьская, андроновская и срубная культурно-исторические общности, сыгравшие решающую роль в истории всей Средней Азии, восточно-европейских и сибирских степей. В 1-м тыс.до н.э. здесь происходил генезис сармато-массагетских племен, так же внесших огромный вклад в летопись кочевой культуры. В 1-м тыс.н.э. там сформировались племенные союзы гуннов, авар, венгров, сыгравшие важную роль в истории не только степной Евразии, но и Закарпатской Европы. Наконец, во 11-м тыс. н.э. эти земли стали очагом этногенеза множества небольших тюркских и угро-финских народов, и на протяжении всего исторического периода именно через этот ареал осуществлялись многообразные связи племен и народов трех вышеупомянутых историко-географических областей. Именно здесь пролегали их культурные, военные и торговые коммуникации. В свете такого рода исторических данных расположение индоиранской прародины именно в этом регионе видится обусловленным не случайной комбинацией тех или иных обстоятельств, но проявлением действия глубинной и мощной исторической закономерности.
* ( Д.Я.К.И.О. - древнеямная культурно-историческая область )
"Наследие Предков" N5
автор : С.В.Хатунцев
Вопросы по языческой тематике можно задать на форуме
, специально созданном для общения интересующихся язычеством:
"ФорумРусскойНароднойВеры".
Владелец ресурса "Славянское Язычество" не занимается благотворительностью по части
советов и ответов.
Ресурс "Славянское Язычество" периодически пополняется материалами.
Все желающие могут принимать в этом участие, высылая по адресу
kradaveles@mail.ru
тематические статьи и стихи собственного или стороннего авторства, а также
фотоизображения языческих праздников.
Перепечатка материалов без согласования с авторами запрещена.
Дублирование фотоизображений без согласования с авторами запрещено.
HTML-код для желающих поставить ССЫЛКУ на ресурс "Славянское Язычество".