Нажми!

Русское Колдовство

Нажми!
 

 
 


Правила проведения языческих праздников


Наговицын А.Е.





Проведение любого языческого праздника должно базироваться на нескольких основных принципах, которые позволяют провести именно традиционный праздник, а не массовое мероприятие с элементами народной традиции.

Во-первых, рекомендуется заранее выделить ранее участвоваших в подобных праздниках и, объяснив им концепцию праздника, привлечь к помощи в организации и проведении праздничных ритуалов. Не стоит до начала проведения праздника давать его участникам этнографический и культурологический анализ материалов по данному празднику и народным праздникам; эта информация должна даваться избирательно - тем, кто, по усмотрению руководителя, может соучаствовать в организации действа, избегая при этом названных ниже ошибок. Подача научных материалов может быть полезна на отдельных уроках по определенным историческим и культурологическим дисциплинам, но при проведении самого праздника это может вызывать у его участников настроение игры в народность, когда смысл любых проводимых мероприятий кажется заранее понятным и известным, а потому вызывает некоторое внутреннее превосходство над народными традициями, которые участники праздника призваны возрождать. В результате не может быть достигнута слаженность действий в проведении праздника, а само проведение перерастает в дискуссию: кто, что и насколько правильно делает и насколько это действие совпадает с материалами различных этнографических источников.

Во-вторых, основной задачей организаторов праздника является не показывание самого праздника участникам, а введение их в его структуру. Причем, каждый из них до начала проведения праздника знает только свою конкретную роль, а не все элементы в целом. Роль каждого участника объясняется ему непосредственно перед началом праздника. Создать для впервые участвующих в празднике ощущение нового для них "мира народной традиции" представляется сложной задачей, но именно создание такого мира является смыслом проведения любого традиционного праздника.

Введение участников в структуру праздника достигается за счет проведения нескольких подготовительных этапов. Первым этапом является заготовка продуктов для "пира горой". Для этого с участниками праздника заранее оговаривается их посильное (по возможности равное) участие в расходах по проведению пира. При этом желательно, чтобы часть расходов брали на себя организаторы, а необходимые продукты и вещи доставлялись на место события с участием всех присутствующих. По прибытию на место (принципиально не рекомендуется проводить праздники рядом с домом проживания участников; праздник должен восприниматься как выход в иной мир) каждый из участников получает конкретное задание, и ему говорится о том, что данное задание есть часть предстоящего ритуала. Смысл самого элемента ритуала участнику по возможности объясняется. Иными словами, сама подготовка праздника есть введение его участников в некоторое совместное действие, которое носит соревновательный характер: но при этом смысл дальнейшего действия до конца не известен и поэтому носит притягательный характер.

Среди предварительных действий перед началом праздника следует учесть и поиск места. Само место должно отвечать не только критериям удобства, а еще нести в себе некоторые символические элементы, свойственные тому или иному празднику (например, присутствие воды и холма при приведении праздника Ивана Купалы). После того как место найдено, оно должно быть подготовлено, то есть очищено от мусора и освящено. Это является вторым этапом. Освящение в самом простом виде состоит в просьбе к данному месту и его хозяевам (богам и духам предков) благожелательно отнестись к пришедшим гостям и разведение специального ритуального костра, в который запрещается бросать всевозможные отходы. Место костра должно быть торжественно окопано и для его поддержания заготавливаются дрова. Для хозяйственных нужд разводится отдельный костер на котором готовится пища и куда можно бросать отходы.

В-третьих, проведение самого праздника совершается таким образом, чтобы лидеры группы и ее самые слабые члены находились в одинаково комфортных условиях. Это достигается за счет того, что участникам праздника, которым в коллективе отведено достаточно незначительное место, поручаются ответственные ритуальные действия, не требующие высокой специальной или физической подготовки. Наиболее физически сильным членам группы, в первую очередь, предлагается участие в ритуальных боях и соревнованиях. К участию в играх и скоморошинах желательно привлечь всех участников праздника. Особенно важно, чтобы стесняющиеся новопришедшие не простаивали в праздном наблюдении за действиями других, а смогли принять непосредственное участие в коллективном создании мира народной традиции, дух которого должен пронизывать весь праздник.

Объяснение смысла того или другого праздничного действия дается, по большей части, именно во время проведения праздника, а сама концепция, в том случае если она остается до конца не понятной, обсуждается во время "пира горой" (трапеза, братчина), который является необходимым завершением самого праздника.

Во время пира поются народные песни и рассказываются соответствующие истории. Весь пир - его проведение и оформление - должен быть выдержан в определенной традиции.

По окончании праздника происходит обязательный ритуал прощания с местом с обязательным приведением его в порядок.




Автор:   Доктор психологических наук Наговицын А.Е.
 
 
 

 
 
        Top.Mail.Ru         Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика

 
 
 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
 

Обращение к Читателям


 
 
Свои вопросы отправляйте на емейл:
    
    volkovaio@rambler.ru
 
 
 
Сайт "Русское Колдовство" пополняется новыми материалами. Все желающие могут принимать в этом участие. Если же скопировали или скачали что-то отсюда для своего портала, будьте так добры, поставьте у себя ссылку:
    
    Русское Колдовство https://orden.ru
 
 
 
С уважением к Читателям, Хозяйка и Автор Сайта "Русское Колдовство", —
    
    Волкова Ирина Олеговна.