Нажми!

Русское Колдовство

Нажми!
 

 
 


Нѣсколько словъ по вопросу
объ употребленіи некалендарныхъ имёнъ
на ряду съ церковными.


Н. Харузинъ.



Годъ 5-й, Кн. XIX., Этнографическое обозрѣнiе., Изданiе Этнографическаго Отдѣла Императорскаго Общества Любителей Естествознанiя, Антропологiи и Этнографiи, Состоящаго при Московскомъ Университетѣ., 1893, N-4., Подъ редакцiей Секретаря Этнографическаго Отдела Н.А.Янчука., Москва., Высоч. утв. Т-во Скороп. А.А.Левенсонъ., Коммиссiонеры Императорскаго Общества Любителей Естествознанiя въ Москвѣ, Петровка, д. Левенсонъ., 1893.



Фактъ употребленія въ древней Руси имени "некалѣндарнаго" на ряду съ христіанскимъ можетъ считаться установленнымъ. Вопросы, которые возникаютъ при изученіи обычая давать лицу два имени (церковное и т. ск. языческое), еще совершенно нѣ выяснены; остается между прочимъ неизвѣстнымъ, при какихъ условіяхъ некалендарное имя было даваемо тому или иному лицу. Г. Баловъ 1) совершенно правильно замѣтилъ, что на основаніи нѣкоторыхъ именъ можно полагать, что они были даваемы при самомъ рожденіи ребенка, напр. Баженъ (желанный), Жданъ (жданный), Нечай (нечаянный и пр.). Но до настоящаго времени мы не имѣемъ данныхъ, позволяющихъ утверждать, что нареченіе языческимъ именемъ сопровождалось какими-нибудь обрядами. Отсутствіе данныхъ по этому вопросу приводилось обыкновенно какъ доказательство, что въ некалендарныхъ именахъ слѣдуетъ видѣть лишь прозвища, которыя давались лицамъ уже взрослымъ и затѣмъ въ общежитіи замѣнившія христіанскія имена. Въ нашей статьѣ "Къ вопросу о древнерусскихъ некалендарныхъ именахъ" 2) мы старались указать на односторонность подобнаго взгляда и обращали вниманіе на то, что обычай давать ребенку два имени (христіанское и языческое) встрѣчается у нѣкоторыхъ народовъ и въ настоящее время. Въ дополненіе къ приведеннымъ нами примѣрамъ, по этому последнему вопросу считаемъ не лишнимъ привести нѣсколько фактовъ, свидѣтельствующихъ о существованіи этого обычая у нѣкоторыхъ племенъ, населяющихъ Россію. Чѣмъ больше будетъ накопляться подобныхъ фактовъ, тѣмъ больше будетъ рости вероятность существованія подобнаго же обычая и среди древнихъ русскихъ: съ другой стороны, изученіе разныхъ обрядовъ, сопровождающихъ нареченiе ребенка некален-



1) "Этногр. Обозр ", XVIII, стр. 153.

2) "Этногр. Обозр", XVI.


141




142



дарнымъ именемъ у разныхъ народовъ, быть можетъ, поможетъ открыть въ обрядахъ при рожденіи, крещеніи и пр. ребенка среди русскаго современнаго населенія слѣды аналогичныхъ обрядовъ, которые, потерявъ въ настоящее время свое истинное значѣніе, сохраняются среди русскихъ крестьянъ въ качествѣ переживанія. Такимъ образомъ, явилось бы возможнымъ найти если не прямое, то по крайней мѣрѣ косвенное доказательство въ пользу мнѣнія о наречѣніи ребенка нехристіанскимъ именемъ въ древней Руси. Изученіе же причинъ, почему ребенку дается то или другое имя, а также самихъ подобныхъ именъ, употребительныхъ у разныхъ народовъ, въ значительной степени можетъ освѣтить употреблявшіяся въ древней Руси имена.

У вотяковъ Завьяловской волости, по словамъ г. Верещагина, существуетъ обычай давать дѣтямъ языческія имена на ряду съ христіанскими. Эти языческія имена даются "бабушками", исполняющими должность повитухъ при родахъ, которымъ обычай велитъ до совершенія надъ младенцемъ обряда св. крещенія давать т. наз. банныя имена (мынчо нимъ). Имена младенцамъ родные даютъ по событiямъ, при которыхъ рождаются дѣти, и по временамъ года. Такъ, напр., если ребенокъ родился весной, во время появленія скворцовъ, онъ получаетъ имя Юберъ (скворецъ); если во время сѣнокоса-Кусо (косы), Во время уборки хлѣбовъ съ полей даютъ имена: Кабанъ (скирда), Ючисъ (колъ, на которомъ вешаютъ снопы). Но такой обычай нынѣ сталъ предаваться забвенью; чаще даютъ уже христіанскія имена, "Легкія для произношенія, и такія имена за иными остаются до смерти, несмотря на то, что они при крещеніи наречены другими именами". Крупныя событія даютъ также поводъ къ нареченію ребенка тѣмъ или другимъ именемъ. "Въ селѣ Завьяловѣ, продолжаетъ г. Верещагинъ, въ день нашествія на это село пугачевской вольницы, родился у одного вотяка сынъ и его назвали Пугачемъ, такое прозвище за родомъ этого вотяка сохранилось и до нынѣ" 1)

У карагассовъ, небольшого племени, живущаго въ лѣсахъ Саянскаго хребта, существуетъ подобный же обычай. Карагассы считаются православными: христіанское имя дается священникомъ при крещеніи, а карагасское имя "даетъ или отецъ или мать новорожденнаго". Иногда нареченiе языческимъ именемъ происходитъ слѣдующимъ образомъ: на слѣдующій день по рожденіи ребенка устраиваютъ пиръ: при этомъ случается, что именитый гость даетъ новорожденному свое имя 2).



1) Верещагинъ: Вотяки Сарапульскаго у., въ З. И. Р. Г. О. по Отд. Этн., т. XIV. вып. 3, стр. 24, 25.

2) Н. Ф. Катановъ: Поѣздка къ карагассамъ. Въ З. И. Р. Г. О. по Отд. Этногр., т. XVII, вып. 2. стр. 146, 147.


142




143



Нареченіе ребенка языческимъ именемъ помимо христіанскаго отмечено многими писателями у древнихъ лопарей. Въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ Лапландіи нареченіе новымъ именемъ совершалось въ случаѣ болѣзни ребенка и сопровождалось следующими обрядами: въ котелъ клали ольховую кору, варили ее и затѣмъ обмывали этой жидкостью ребенка, смывая съ него старое имя и нарекая ему новое. Въ Финляндской Лапландіи господствовало мнѣніе, что отъ одного крещенія въ церкви ребенокъ никогда не сделается счастливымъ; считалось даже необходимымъ смыть съ ребенка христіанское имя; поэтому, тотчасъ послѣ крѣщенія въ церкви, ребенка крестили вновь по языческому обряду, который носилъ названiе Саме-набма-лавго (т. е. омовеніе лопарскимъ именемъ; лопари сами себя называютъ Саме). Чтобы узнать, какое имя слѣдуетъ дать ребенку, прибегали къ колдовству; при помощи бубна или другими способами отецъ или нойда (шаманъ), или, наконецъ, знакомые узнавали о будущемъ имени ребенка. Но къ этому средству приходилось прибѣгать сравнительно рѣдко; по представленіямъ лопарей, обыкновенно, когда приближалось время родовъ, къ роженицѣ во снѣ являлся кто-нибудь изъ умершихъ предковъ и нарекалъ имя будущему младенцу. Именемъ, даннымъ при церковномъ крещеніи, ребенка никогда не называли. Всякій разъ когда ребенокъ начиналъ хворать, или даже если онъ просто много плакалъ, совершали вновь языческое крещеніе. "Оно повторялось при всякой новой болѣзни, и, говорятъ, бывали примѣры, что даже 70-лѣтніе старики подвергали себя этому крещенію въ случаѣ болезни". Языческое крещеніе совершала женщина: однако, при первомъ Саме-набма-лавгго совершавшая крещеніе женщина не должна была быть ни крестной матерью, ни свидетельницей при совершенiи церковнаго крещенія надъ кѣмъ-бы то ни было. Часто обрядъ совершался самой матерью крестящагося. Совершавшая языческое крещеніе женщина дарила своему крестнику латунный перстень, пряжку или что нибудь другое, въ знакъ того, что крестникъ освобожденъ отъ, прежняго имени. При перемѣнѣ имени ребенка въ случаѣ болѣзни обрядъ совершался слѣдующимъ образомъ: подъ присмотромъ женщины, которая совершала обрядъ, нагревали воду и вливали ее въ корыто; туда же клали двѣ березовыя вѣтви; одну изъ ниx свивали кольцомъ. Совершавшая обрядъ женщина говорила, обращаясь къ ребенку: "будь такъ же плодовитъ, такъ же здоровъ и крѣпокъ, какъ береза, съ которой взяты эти вѣтви. Послѣ этого она бросала въ корыто латунный перстень, пряжку пли вообще какой-нибудь кусокъ латуни, олова или серебряный предметъ и говорила: этимъ я посвящаю тебя; будь такъ же звонокъ и красивъ, какъ эта латунь (или серебро); даю тебѣ новое имя; ты долженъ лучше рости отъ той воды, кото-


143




144



рую мы даемъ тебѣ, чѣмъ отъ той, которой тебя крестилъ священникъ. Будь такъ же счастливъ, какъ тотъ предокъ, имя котораго ты будешь носить". Съ этими словами она обливала водой изъ корыта голову ребенка до трехъ разъ и опрыскивала этой же водой все его тѣло. Послѣ этого она говорила: "теперь ты сдѣлался участникомъ крещенія Адде-набма (названiе обряда) и носишь имя NN; посмотримъ, какъ ты будешь рости теперь". По совершенiи обряда брошенныя въ корыто металлическія вещи вынимались и привязывались ребенку подъ руки, если это былъ мальчикъ, и на груди,- если крещеніе совершалось надъ дѣвочкой. Разставаться съ этимъ амулетомъ нельзя было до достиженія совершеннолѣтія, по достижении котораго амулетъ вѣшался на волшебный бубенъ 1).

Мы подробно привели нѣкоторыя, имѣющіяся въ нашемъ распоряженіи, свѣдѣнія по этому вопросу въ надеждѣ, что они будутъ дополнены другими и что впослѣдствіи такимъ образомъ накопится матеріалъ, который позволитъ съ вѣроятностью допустить, сперва лишь по аналогiи, существованiе подходящихъ обрядовъ въ средѣ древняго русскаго населенiя. Параллельно съ этимъ было бы желательно подробное изученіѣ обрядовъ, сопровождающихъ первое время по появленіи ребенка на свѣтъ среди современныхъ русскихъ крестьянъ. Какъ ни богата въ этомъ отношенiи наша этнографическая литература, тѣмъ не менѣе свѣдѣнія по этому вопросу еще не достаточно полны, вслѣдствіе чего представляется возможнымъ допустить мысль, что въ качествѣ переживаній удастся будущимъ изслѣдователямъ отыскать слѣды нѣкоторыхъ обрядовъ, связанныхъ съ древнимъ обычаемъ нареченія ребенка некалендарнымъ именемъ.

Н. X.



П.Александровъ.

Просматривая статью Н. X., помещенную въ XVI книгѣ "Этнографическаго Обозрѣнія", въ которой приведены "некалендарныя" имена, мнѣ среди нихъ попалась на глаза "Мина" и "Папа", между тѣмъ какъ эти имена помещены въ ,,Всероссійскомъ Календарѣ" (изданіе И. Д. Сытина и К0) въ алфавитномъ перечнѣ именъ святыхъ съ обозначеніемъ, что Мины бываетъ я. 5, ф. 17, ап. 12, ав. 24, н. 11, д. 10, а Папы-мар. 16. Въ приложеніи къ книжкѣ Н. Суворова: ,, Описаніе Спасообыденной всеградской, что въ Вологдѣ, церкви. Вологда. 1879" - напечатанъ "Общественный приговоръ жителей Вологды". Среди подписей Вологжанъ въ этомъ приговорѣ встрѣчаются уже упомянутыя въ статьяхъ Н. X. и А. Балова (Эти. Об., кн. ХVШ) имена: 1 разъ Баженъ, 1-Грязной, 3-Дружина, 1-Жданъ, 1-Замятня, 1-Незговоръ, 3-Первой,1-Томило, 1- Третьякъ.



1) Н. Харузинъ: Русскiе Лопари, стр. 179, 180.


144




145



Въ сочиненіяхъ А. Е. Мерцалова: "Вологодская Старина, Спб. 1889" и И. К. Степановскаго: "Вологодская Старина. Вологда. 1890", также встречаются некалендарныя имена, а именно, кромѣ именъ, упомянутыхъ въ вышеназванныхъ статьяхъ Н. X. и А. Балова (Баженъ, Безсонъ, Булатъ, Жданъ, Калина и Сотникъ), еще имена: Брага, Булышъ, и Троянъ. Эти имена въ указателѣ именъ святыхъ православной церкви въ "Всероссійскомъ Календарѣ" не встрѣчаются.

П. Александровъ.

145




Автор:   Н. Харузинъ.





 
 
 

 
 
        Top.Mail.Ru         Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика

 
 
 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
 

Обращение к Читателям


 
 
Свои вопросы отправляйте на емейл:
    
    volkovaio@rambler.ru
 
 
 
Сайт "Русское Колдовство" пополняется новыми материалами. Все желающие могут принимать в этом участие. Если же скопировали или скачали что-то отсюда для своего портала, будьте так добры, поставьте у себя ссылку:
    
    Русское Колдовство https://orden.ru
 
 
 
С уважением к Читателям, Хозяйка и Автор Сайта "Русское Колдовство", —
    
    Волкова Ирина Олеговна.