Нажми!

Русское Колдовство

Нажми!
 

 
 


Вокруг мифологического сюжета о похищении небесных коров


Наговицын А.Е.





Судя по имени Велеса, а так же по сохранившимся преданиям и отрывкам, Велес - земной бог. Не случайно князь Владимир отделил его от пантеона и поставил статую бога на Подоле. Принцип противопоставления земли и неба, видимо, сказался и в отношении к Велесу. Глубокое знание ("ведение") законов и архетипов мира дает возможность их избегать и обходить, будь то людской или божественный закон. Велес, в этом смысле, сродни скандинавскому богу Локи, который именно этим и занимался.

Известный из славянской мифологии конфликт Перуна (как явно небесного бога) с Велесом имеет, возможно, более глубокие корни, чем предполагалось. Если допустить, что Перун - это личный покровитель князя и его войска, то Велес - покровитель простого народа, в том числе и в той части, что он учит народ уклоняться от закона власть придержащих. Ествественно, что окружение князя могло негативно отзываться о прототипе данного поведения - Велесе. Надо также учитывать тот факт, что боги воспринимались народами древности как объективная реальность. Отсюда, в частности, и многие черты позднейшего черта в этом боге. А если добавить его самоволье и возможность проникнуть куда угодно, скрыться, а также силу родового объединителя (род всегда противостоит центральной власти), то странно, как князь Владимир терпел Велеса на Подоле (скорее всего, он просто не мог не учитывать популярность Велеса у простого народа).

Имя Велеса созвучно с глаголом "велеть", он имеет власть "велеть, повелевать", поскольку обладает знанием и пониманием верховных небесных повелений. Следуя магическому закону подобия, свойственного любому мифологическому мышлению, земля есть отражение небесного. Исходя из сохранившихся по сей день обрядов в честь этого бога, видно, что Велес (позднее святой Власий) являлся одним из основных, самых близких богов для крестьян.

Рассматривая портреты дореволюционных добротных крестьян, мы можем вывести облик Велеса по тому же закону подобия, в данном случае, идеалу. Он с хитрецой, оборотливый, трудолюбивый, терпеливый, но может стать буйным, жадным, беспощадным. Большое количество растительности на лице и на теле в народе - символ богатства. Велес отвечает за богатства, второе его имя - Волос. Он тотем рода. Из этого мы можем повторить вывод ряда ученых-историков, что его прототипом, скорее всего, был медведь.

Теперь рассмотрим образ антагониста Велеса - бога Перуна. Перун - бог грозы и грома. Считается покровителем княжеской дружины и ее предводителя. Внешне - немолодой муж. По свидетельствам летописцев, у статуи этоо бога имелись золотые усы и серебряная голова. По некоторым источникам Перун имел бороду, которая почему-то имела большое значение. Главное оружие - камни, стрелы, топоры. Причем существенно, что стрелы Перуна каменели, достигнув земли.

Миф о Перуне, восстановленный по белорусской и некоторым другим славянским традициям гласит, о том, что Перун, первоначально на коне или колеснице, поражает своим оружием змеевидного врага или ранее то существо, которое олицетворяется Волосом-Велесом ("Мифы народов мира"). Велес последовательно прячется (его "всепроницаемость" соответствует вышеприведенной версии) от Перуна в дереве, камне, в человеке, животных, в воде.

Сделаем некоторое отступление. Велес может прятаться только в родственных себе вещах, в том, чем он повелевает. Данное утверждение верно, исходя из законов сравнительной мифологии, которые гласят, что те объекты или предметы, в которые может перевоплощаться некое божество, являются его ипостасями. Данное божество может почитаться в одной или нескольких ипостасях. Следовательно, деревья, камни, животные (но не птицы), люди - все во власти Велеса. Велес - фактически становится хозяином Земли. Отсюда следует, что если он что-то украл у Перуна, то украл у Неба для своего хозяйства, украл для Земли.

Следовательно, по аналогии мы можем предположить относительную архетипическую связь Велеса с Прометеем. Отметим, что после победы Перуна над Велесом освобождаются воды (в этом случае миф аналогичен древнеиндийскому мифу о борьбе Громовника Индры с чудовищем Вритрой), а в архаических и боковых трансформациях мифа - скот, женщина и т.д., и проливается дождь. Одно из истолкований мифа рассматривает борьбу Велеса с Перуном, как миф о происхождении грома, грозы, плодородного дождя. Ритуалы, связанные с Перуном, соотнесены с дубами и горами, приурочены к четырем сторонам света, что тоже сближает их с общей индоевропейской традицией.

Что же похищает земной бог Велес у небесного бога Перуна? В различных интерпретациях мифа упоминаются то коровы, то богини-дарительницы различных благ - Макошь, Додола, Марена. В древнеиндийской мифологии есть миф о похищении коров у бога громовника Индры: похищает их некий таинственный полубожественный народ; коров прячут в скалах, следовательно, народ связан с землей, скалами. Коровы во многих традицих разных народов являются олицетворением благополучия и довольства. По аналогии тоже можно сказать о гипотетических коровах Перуна. Тот факт, что миф о похищении коров у небесного бога был общим для многих индоевропейских народов, подтверждается, например, древнегреческим мифом о похищении Гермесом (который, как это неоднократно показано в многочисленных сторико-мифологических исследованиях, был функционально близок Велесу) коров у небесного, солнечного бога Аполлона. Отметим, что Аполлон до принятия древними греками его культа, возможно, являлся громовником, по крайней мере в древнегреческом культе он рассматривался как имеющий стрелы. Здесь для нас важно в первую очередь то, что Аполлон - один из верховных богов, олицетворяющий Небо и его сокровища.

Рассмотрим, чем была корова для древних народов. У древних египтян небесная корова олицетворяет небо. Она утром рожала солнце, вечером его глотала. У древних скандинавов небесная корова лизала камни, вследствие чего появились боги - ассы (например, именно небесная корова "вылизала" Одина из камня, т.е. для скандинавов она была фактически прародительницей солнца и богов). Она же - символ плодородия, изобилия, благоденствия. В индийской мифологии корова Камадхену, исполняющая любые желания, появилась из океана при его пахтанье, она - одно из величайших сокровищ мира; культ священной коровы сохраняется в Индии и по сей день. В "Ригведе", гомеровском эпосе и латинском языке слово "вымя" коровы означает изобилие, плодородие и т.п. Не останавливаясь подробно на данном вопросе, отметим, что в русской народной сказке из сборника Афанасьева "Крошечка Хаврошечка" корова заменяет девочке-сироте мать и своими, зачастую волшебными действиями, определяет ее счастливую судьбу.

Возвратимся к образу Велеса в славянской мифологии. Для этого составим сравнительную таблицу между им и древнегреческим титаном Прометеем, которая поможет лучше понять взаимоотношения персонажей в славянской мифологии.

Велес

Прометей

1. земной бог, тесно связан с землей и ее недрами.

1. титан - рожден землей, тесно связан с ней и жизнью на ней.

2. отвечает за благополучие людей, их посевов - "велесовы бородки", скота - "скотий бог", благополучие и богатство (в договорах русских князей с Византией соотнесен с золотом).

2. помогает людям, учит их всему: ремеслам, сельскому хозяйству, скотоводству.

3. хитрый, изворотливый, обманывает богов неба.

3. "мыслящий прежде", "предвидящий", обманывает богов неба.

4. покровитель, соединитель племени, его тотем.

4. объединяет черты "божественного покровителя" племени.

5. имеет независимое положение от небесных богов - идол стоит на Подоле, имеет хтоническое происхождение.

5. сохраняет независимое положение от богов из-за своего хтонического, положения.

6. может вселяться в человека (прячется от Перуна), предположительно предок или создатель людей.

6. по большому счету, создатель людей в том виде, в каком они есть с начала своей созидательной деятельности (начавшейся с овладения огнем).

7. противостоит громовника Перуну. До сих пор имеет поклонение в образе святого Власий.

7. противостоит Зевсу, получает поклонение народа.

8. борется с Перуном, крадет хитростью, Перун действует грубой силой.

8. борется с Зевсом хитростью, Зевс действует грубой силой.

9. Перуна зовут Перуном, его молнии (стрелы) - перунницами.

9. молнии Зевса зовутся перунами.

10. крадет то коров, как носителей блага, то богинь, как носителей того же блага. Добычу приносит на землю.

10. крадет у неба - "премудрое умение" Гефеста к ремеслам, и Афинны (мудрость, счет) вместе с огнем и отдает на землю людям, т.е. крадет блага для людей.

11. жестоко наказан за проступок посредством камня, оружие Перуна - камни, каменные стрелы.

11. жестоко наказан за проступок посредством камня - прикован к скале.



Таким образом, можно сделать вывод, что Велес украл у Перуна (для земли, возможно для людей) огонь и небесные блага. Не случайно, что после битвы Велеса и Перуна идет благодатный дождь. Огонь появился у людей от возгорания от молнии (Перуна), и кому же было похитить его для своих людей, как не Велесу? Кстати, в этой связи интересно, что осуждение Велеса и превознесение Перуна как покровителя властителя аналогично осуждению Прометея и вознесения Зевса уже во времена Гомера. Миф Прометея, видимо, идентичен мифу о боге Индре и его коровах. Сюжеты обоих мифов в принципе аналогичны и связаны с осуждением "грабителей с земли". Естественно: как иначе людям получить блага, как не с неба?

Также отметим характерную деталь. После получения небесных благ небесные боги карают не только похитителей этих благ (Велес, Прометей), но и людей. Данное обстоятельство указывает на близость Велеса и Прометея именно к людям. Прометей, принесший людям огонь и "вдохнувший в них надежду", выступает как бы духовным создателем людей (т.е. сделавшим их действительно людьми). Велес в данном случае архетипически связан с Прометеем, соответственно, он также связан с духовным созданием людей. Само наказание Прометея в определенной степени связано со стихией воды. Когда Прометей был прикован к скале, к нему являлись многие мифологические персонажи, связанные исключительно с водной стихией (в частности сам Океан), которые хотели выведать у Прометея, как можно победить Зевса. Вода в мифологическом мышление мыслилась как первооснова, нечто первичное, растворяющее в себе существующее в мире. В славянской мифологии говорится о водах, отпертых Перуном после битвы с Велесом (в других вариантах - дождь). В древнегреческой мифологии это истребление Зевсом с помощью потопа людей, по одному из вариантов - после наказания Прометея. В Библии также указывается на грех людей после нисхождения к ним некоторых ангелов перед Всемирным Потопом. Возможно, в изначальном мифе говорится о получении людьми от ангелов силы и знаний. На данное обстоятельство указывает тот факт, что в Библии говорится о сожительстве ангелов с дочерями земными и рождении от них потомства. Это потомство по законам сравнительной мифологии и даже современной генетики должно было иметь силу и возможности, свойственные небесным ангелам: то есть ребенок рожденный от ангела - это своеобразная передача на землю небесных сокровищ, тем более в Библии прямо говорится, что люди возгордились перед Небом. В древнеиндийской мифологии в результате боя Индры и Вритры текут токи воды и идет дождь. Библейский миф и Платоновский миф о гибели Атлантиды через высшие и греховно использованные знания, вероятно, есть один и тот же миф, имеющий несколько пластов понимания и историчности.

В такой интерпретации реконструируемого мифа Перун предстает как карающий бог. Перун - отец, воздействует на этот мир действием, т.е. он породил, но может и уничтожить, он карает и судит виновных в нарушении небесных законов. Перун рождает дух неба, действует духом неба, накрывает и карает им. В некотором приближении можно сказать, что он сам является духом неба. Перун карающий бог, строгий отец. Камни Перуна являются орудием высекания молний. В финской мифологии верховный бог - громовник Укко, имеющий те же функции, что и Перун, также высекает огонь с помощью камней. Камни - это древнейшие орудия для добывания огня, поэтому наши предки перенесли данное орудие в руки богов. Выбор Перуна как покровителя воинов также вполне правомочен. Как говорилось выше, Перун имеет судебные и карательные функции. В этой части князь и его дружина по своим функциям во многом совпадали с Перуном, из чего отнюдь не удивительно, что именно Перун являлся покровителем верховной власти. Рассмотрим русские слова, однокоренные с именем Перуна: "вперить" - чем то пронзить, "перед, вперед" - направление поступательного движения, "перо" - то с помощью чего можно летать, заостренное на конце, "переться" - двигаться не разбирая дороги к своей цели и т.д. То есть, "покрытие действием", проникновение, активное воздействие на предметы и субъекты могут быть связаны с самой идеей Перуна как бога активно действующего.




Автор:   Наговицын А.Е.
 
 
 

 
 
        Top.Mail.Ru         Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика

 
 
 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
 

Обращение к Читателям


 
 
Свои вопросы отправляйте на емейл:
    
    volkovaio@rambler.ru
 
 
 
Сайт "Русское Колдовство" пополняется новыми материалами. Все желающие могут принимать в этом участие. Если же скопировали или скачали что-то отсюда для своего портала, будьте так добры, поставьте у себя ссылку:
    
    Русское Колдовство https://orden.ru
 
 
 
С уважением к Читателям, Хозяйка и Автор Сайта "Русское Колдовство", —
    
    Волкова Ирина Олеговна.