Нажми!

Русское Колдовство

Нажми!
 

 
 


Оружие Громовержца


Наговицын А.Е.





Чтобы разобраться в древнейшей функции громовников индоевропейцев подробней, рассмотрим их оружие и против кого оно направлено. В этом случае можно объединить исторические, мифологические, археологические и другие материалы и сделать верные выводы о самих громовниках.

Рассмотрим варианты этого оружия в различных индоевропейских и близких к ним мифологиях.

1) Перкунас (Литва), Перконс (Латвия), Перкунас (Пруссия). Оружие топор или молот, камни. Позднее меч, лук, бьющий молниями, стрелы, палица, бичи. Перкунас называется "каменным кузнецом", его оружие из камня - кости земли, следовательно, сила Перкунаса от земли - хтоническая.

2) У Перуна главное оружие камни. Более позднее оружие: топор, лук и стрелы ("стрелы громовни"). Камень болемнит в народе считают стрелой Перуна. По воспоминаниям европейцев, в Новгороде идол Перуна стоял с камнем в руке. Например, польский историк Стрыйковский (16 век), писал, что истукан - идол Перуна (Перкуна) держал в руке камень, а перед ним постоянно пылал священный огонь. В летописи это записано так: "Перконос, си есть Перун, бяше у них старейший бог, создан подобие человече, ему же в руках бяше камень, многоценный аки огнь, ему же огонь неугасающий с дубового древия непрестанно паляху ".
Если огонь гас, новое пламя высекалось жрецами из камня, находящегося в руке идола. В связи с указанием на характеристику оружия Перуна, интересно сравнить описание многоценного, горящего как огонь камня в руке Перуна, с приведенным ниже описанием Ваджры древнеиндийского бога Индры.

3) Скандинавский Тор, древнеисландский Borr, немецкий Donar в качестве оружия имели топор или молот, часто каменные. По преданию их оружие сковали или добыли подземные карлики - цверги. Эти цверги первоначально были червями в теле перворожденного великана Имира. А из тела Имира и была создана Земля. Цверги живут в земле и камнях, как черви. Они боятся света. При попадании на них солнечных лучей они гибнут, превращаются в камень. Эти цверги ассоциативно напоминают магму земли. Магма, аналогично воде, могла мыслиться живой. Магма текуча, про-ходит по "жилам земли", после попадания на поверхность, магма застывает - "превращается в камень". В мифах часто говорится о сокровищах цвергов. Магма выносит на поверхность различные минералы. Эти минералы и драгоценные руды могли мыслиться, как сокровища. Цверги - явно хтонические существа. Оружие бога Тора, следовательно, имеет хтоническое происхождение. Стоит отметить, что имя молота Тора - Мьелльнир, Mjollnir имеет тот же корень, что и русское слово "молния" - оружие Перуна, его стрела.

4) У скандинавских саамов, соседей скандинавов "Громовой старик" - бог громовник имел, как жертву миниатюрные каменные молоты.

5) Карельский и финский Укко, эстонский Уку - в балто-финской мифологии верховный бог громовержец. Атрибуты: молния, топор, меч - вторичного характера. Изначально Укко катает небесные камни (гром) и поражает громом и молнией злых духов. Святилища Укко - рощи и камни. Легко прослеживается связь оружия Укко с камнем.

6) Древнеиндийский громовник Индра имел оружие Ваджру (vajra). Она мыслилась как дубина, палица. По ведийской традиции, Ваджра выкована для Индры Тваштаром. Тваштар - бог творец. Русское слово "творить" того же корня.
Тваштар - созидатель, но женат на демонице из ассурского рода. В этом проявляется его хтоничность. Он, как опосредованное хтоническое начало, которое сродни Матери-Земле у славян и богине Гее-Земле у древних греков, родил противника Неба и Индры - трехглавое чудище Вишварупу. Позднее он опять выступает, как хтонический царь прародитель. Он рождает чудовище Вритру из огня и сомы. Вритра - главный противник Индры. Победа над Вритрой основная заслуга Индры, как царя небесных богов. Отсюда видна хтоническая, даже хаотическая природа Тваштара и его творения Ваджры - основного оружия Индры. Тваштар несет принцип: все в нем, все формы и сущности. Это полностью совпадает с древнегреческим определением Хаоса.
В другом варианте сказаний, по тексту Ригведы (1, 121 12, V 342) - Ваджра находилась в океане, в водах, в первоматерии. Можем предположить, что это та же магма, которая, окаменев на свету стала Ваджрой. Это подтверждают ее эпитеты: она любая, медная, золотая, железная, и что важно, как из камня или из скалы. В данном случае хтоническое, каменное, а возможно и магматическое происхождение Ваджры, как основного оружия громовника не вызывает сомнений.

7) Громовник хетской и хуритской мифологии Тешуб. В мифе громовник Тешуб побеждает слепое и глухое хтоническое чудовище, грозящее уничтожить мир - Уликумме. Он отрезает его от скалы, поддерживающей небо, каменным резаком, которым Земля была отделена от Небес. Хтоничность происхождения оружия очевидна. Оно было еще во время Хаоса, смешения Земли и Неба. Возможно, оно связывалось с той же застывшей магмой, как символом хаоса и смешения.

8) Греческий громовержец Зевс. На Крите оружием Зевса почитался двойной топор, дающий и отбирающий жизнь. В Дельфах Зевса почитали, как фетиш отфал ("пуп земли") - камень, проглоченный Кроном, или камень, как пуп младенца Зевса. Оружие Зевса имеет хтоническое происхождение. Это оружие выковали дети Земли - Геи, сторукие Киклопы. Ковали они его в подземной, или иными словами, вулканической кузне. Происхождение оружия Зевса явно имеет магматическое, связанное с вулканической деятельностью происхождение. Это оружие - гром, молния и перун, сделало Зевса царем богов.

Рассмотрим, каким образом вулканы и изливающаяся из них магма могли в древнейшие времена связываться с оружием громовержца. Для этого попробуем реконструировать психологическую и историческую ситуацию в которой это могло произойти.
Важно отметить тот факт, что при извержении вулкана, когда изливается магматическая порода с ее "сокровищами" и "полуфабрикатами" для оружия, происходят сильнейшие грозы и землятресения. Мифологическим отражением этого может быть бой громовника с ужасным хтоническим чудовищем, трясущим землю. Всеобщность мифа о потопе и связанном с ним землятресением и извержениями вулканов, подтверждает эту гипотезу (см. Фрезер "Золотая ветвь").
Твердые магматические породы, выходящие после извержения на поверхность - наиболее доступный и уникальный материал для изготовления оружия еще в эпоху Неолита. Отваживаться на поход за таким опасным оружием, находящимся на склонах вулканов, могли только герои. Эти герои, в древнейшие времена, посредством приобретенного оружия и личной смелости, могли захватывать власть в племенах, становиться первыми царями - князьями. Эпизоды такого захвата власти еще во времена Неолита, могли послужить поводом создания некоторых мифов о громовнике - царе и герое.
Оружие, сделанное из куска застывшей лавы, носило мистико-магический характер по своему происхождению, кроме этого, оно могло "искриться" вкраплениями минералов и руд. Сам вид и происхождение оружия неолитического героя, мог вызывать ужас у его врагов, лишать их силы. Оружие это, со временем, обрастало легендами, и в конце концов переходило к небесному громовнику, да и сам герой-предок мог сливаться с ним. Например, в германской мифологии бог громовник Тор, одновременно, рассматривается как бог и как предок германцев. Описание оружия, как дубины, каменного молота или палицы, указывает на неолитическое время появление этих мифов об оружии громовержцев. Палица, дубина, каменный топор или молот - были самым грозным оружием древнего человека.

Отметим еще несколько причин того, почему основное оружие громовника - камень или изготовлено из камня.

— В эпоху неолита основным орудием людей был камень.
— Огонь мог быть высечен при ударе камней, например кремней.
— Небо мыслилось, как и земля каменным.
— Падение метиоритов - "небесных камней", указывало на камень, как на орудие небесных богов. Эти камни почитались, например священный мусульманский камень Каабы, имеющий метеоритное происхождение.
— Камни - "жилы земли", они хтоничны. Есть старинная литовская сказка "Молодец и черт" (Литовские народные сказки "Королева лебедь". Вильнюс. 1965 г.), соответствующая по содержанию русским народным сказкам о Морском Царе. В ней черт, живущий в подземном или подводном хтоническом царстве, носит имя "Седой горы кость". По аналогии с русским Кощеем (Костеем) он олицетворяет камень, как кость земли. В германской мифологии из костей великана Имира сделали камни и горы земли. В великорусских христианских апокрифических сказаниях ("Голубиная книга") сказано:
"Кости крепкие от камени,
Телеса наши от сырой земли,
Кровь-руда от черна моря ".

Хтоничность камня, определяется даже современным названием - "рудная жила". Это название намекает, что камень часть живого организма земли. За камни отвечают хтонические божества земли: Киклопы, Кощей русских сказок, славянский бог Велес, гномы, карлики, цверги, позже - как имя собирательное - черти.

Мы подошли к главному вопросу - древнейшей роли богов-громовников в мифологии. Боги грозы и грома, в их древнейшей ипостаси, были противниками хтонических, противостоящих небу существ, порождений земли.
Это противостояние можно наблюдать, практически во всех индоевропейских мифологиях. В древнегреческой - это Зевс и Титаны, в славянской - Перун и Велес, в древнеиндийской - это Индра и чудовище Вритра, в скандинавской - противостояние Тора и инеистых великанов, в хеттской и лувийской мифологиях - Тешуб и змей Иллуянка и т.д.
Такое противостояние является содержанием основного индоевропейского мифа, в период перехода к мифологическим представлениям о природе. Смысл этого противостояния связан с глубинным индоевропейским понятием "бинарных оппозиций". Такими оппозициями являются повсеместное противопоставление верха и низа, неба и земли, женского и мужского, правого и левого, хорошего и плохого, черного и белого и т.д. Следует отметить, что положительное отношение и выделение только одного компонента из этих пар, как преимущественного в основном особенность позднего, часто связанного с христианством мышления. В древности мир воспринимался как единство и борьба противоположностей, практически, по Гегелю. Поэтому борьба хтонического и небесного персонажей рассматривалась как необходимое условие существования космоса и его развития. В наиболее явном виде такое представление имеется в зороастризме, где происходит вечная борьба светлого и темного начал, братьев близнецов Ахуры Мазды и Охримана.

Но вернемся к основной теме. Для того чтобы стало понятно соотношение Громовников, их хтонического оружия, и хозяев подземного мира, как противников громовников, рассмотрим одно из важнейших до мифологических магических представлений, которое бытует до сих пор: подобное уничтожается подобным.
Вся симпатическая и любовная магия с древности до наших дней, основана на этом принципе. Она проявляется в магическом воздействие на изображение или фотографию, любой другой образ человека, воздействие на часть тела - волосы, ногти, пот, кровь; и воздействие на принадлежность человека - его вещи, его след. Любое приворожение, приворот, порча основаны на данном принципе. Интересно, что и в сказке об Аленушке и Иванушке осуществляется тот же магический закон как перенос на Иванушку качеств и образа козла через воздействие на след козла.
Учитывая этот принцип магического подобия, становится понятным, что если камни мыслились частью земли, то есть ее костями и жилами, а хтонические боги всегда противостояли Небу, то оружие против них должно быть хтонического происхождения, иными словами оружие должно быть сродни тому против кого оно направлено. Любое другое оружие будет неэффективно, так как его воздействующая сила находится несколько в другой плоскости чем поражаемый им противник. Действие громовника против хтонических противников происходит по пословице: "клин вышибают клином".

Можно привести несколько примеров из фольклора о том, что нечистую, хтоническую силу можно уничтожить только специальным оружием, связанным напрямую или мистически с этой силой.

— Волколака или оборотня уничтожают серебряной пулей. Серебро - метал Луны, а волколаки - люди-волки, да и вообще оборотни, всегда связывались с Луной, особенно полнолунием.
— Вурдулаков и упырей, по преданиям, можно убить осиновым колом. Вурдулаки и упыри проклятые при жизни (заложные) души. Осина - также проклятое дерево. В литовском народном предании "Ель королева ужей" говорится, что дочь Ели - Осина предала мать и отца, послужила причиной их гибели. После смерти, девушка Осина превратилась в дерево осину.
— В христианской традиции считается, что на осине удавился Иуда, после предательства Иисуса Христа. В энциклопедическом словаре "Славянская мифология" (изд. "Эллис Лак" М. 1995 г.) говорится: "Этимологические мифы связывают "трясение" осины с Божьим проклятием, наложенным на осину за то, что из нее сделан крест, на котором распяли Христа, гвозди, которыми он был прибит к кресту, а также "спицы", которые мучители Христа загоняли ему под ногти".
— Кое-где у восточных славян осину считали также "чертовым деревом", характерно также и гуцульское название черта - "осиновец". В местах, где растет осина, по поверьям, "вьются" черти". Мы видим соотношение - проклятое дерево убивает проклятых еще при жизни упырей и вурдалаков.
— Кощея Бессмертного можно убить только сломав иглу или кость. Уничтожение иглы или кости - подобия Кощея, приводит к его смерти.
— В индоевропейских, да и в любых других сказках, герой вначале ищет меч-кладенец, или какое-то другое магическое оружие, а затем побеждает змея, дракона, великана, которые как правило являются хтоническими существами. Данное оружие, чаще всего, спрятано в подземелье и принадлежит хтоническому существу.
— В германском и кельтском фольклоре указано, что мечи наиболее сильны, если добыты из пещер, могил и курганов. Даже меч королю Артуру, в цикле кельтских преданий о круглом столе, дала рука из озера или с "того света". После смерти Артура меч был возвращен на дно озера. Специальное оружие, направленное против определенного персонажа мифа или легенды, после выполнения своего предназначения часто возвращается в хтонический мир. Этим подчеркивается, что нашему земному миру оно не принадлежит.
— Все народные заговоры построены на фразе: "Как делает тот то-то, так пусть будет то-то".

Можно отметить, что именно древнейшая специфика бога громовника, как змееборца, связывает его с хтоническим миром через специальное оружие, в первую очередь - камень. Вспомним ранее приведенную народную этимологию слова "Перун": из нее вытекает, что Перун - это проникающий, пробивающий земную твердь, в поисках хтонического врага. Имя бога скандинавов Тора, по той же этимологии - торить, проторить, пробить. Видимо, поэтому и оружие греческого Зевса - перун (пробивающий).




Автор:   Доктор психологических наук Наговицын А.Е.
 
 
 

 
 
        Top.Mail.Ru         Яндекс цитирования         Яндекс.Метрика

 
 
 

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 
 

Обращение к Читателям


 
 
Свои вопросы отправляйте на емейл:
    
    volkovaio@rambler.ru
 
 
 
Сайт "Русское Колдовство" пополняется новыми материалами. Все желающие могут принимать в этом участие. Если же скопировали или скачали что-то отсюда для своего портала, будьте так добры, поставьте у себя ссылку:
    
    Русское Колдовство https://orden.ru
 
 
 
С уважением к Читателям, Хозяйка и Автор Сайта "Русское Колдовство", —
    
    Волкова Ирина Олеговна.