ПРИМЕЧАНИЕ:
На данный момент историки и лингвисты не пришли к единому мнению о подлинности большинства фрагментов "Велесовой Книги" и о соответствии истории всех фактов, которые в этой книге изложены. Вопрос до сих пор остаётся открытым.
В данной статье, представляющей комментарии к "Велесовой Книге", изложены наиболее популярные версии трактовок её текстов.
Публикуется в режиме ознакомления.
См. также:
Правда и вымысел Велесовой Книги
О Велесовой Книге и её продолжении
Прославление великого Триглава.
Сварог - небесный Бог, "дид Божий" (дед Богов), старший Бог Рода Божьего.
Сварог входит в Триглав Правь-Явь-Навь, олицетворяя собой Законы Вселенной (Правь), совмещающие в себе Явьи и Навьи силы природы.
Родом древние славяне называли всю Вселенную, включающую в себя всех Богов - и небесных и пепельных.
Род выступал в двух ипостасях: как Бог Вселенной, и как домашний Бог-предок, пращур.
В обеих своих ипостасях он упоминается и в Велесовой книге.
Род - отец всех Богов, в сущности - это сама Вселенная. Род редко выступал как личность, и потому славили не его, а Сварога - мужское воплощение Рода.
Древние славяне верили в единого небесного Бога Вседержителя, но называли его разными именами (например): Сварогом, Перуном, Свентовитом - и, наконец, Триглавом, то есть - Троицей.
Значит, в этой версии триглава, Сварог - Бог отец, Перун - сын, Свентовит - святой дух; они составляют дохристианскую Троицу. Велесова книга говорит о "великой тайне" триединства Перуна, Сварога и Свентовита. Остальные Боги подчиняются Небесному Вседержителю.
Белояр, Ладо, Купала, Сенич, Житнич, Венич, Зернич, Овсенич, Просич, Студич, Ледич, Лютич - как названия месяцев года, так и одновременно имена Богов, приходящих в эти месяцы и покровительствующих соответствующим сезонным явлениям природы. Далее в тексте дощечки перечисляются Боги, покровительствующие также и различным видам деятельности.
Глава 1. Исход из Семиречья.
Семиречье - легендарная область, местонахождение которой до сих пор однозначно не установлено.
Есть версия, что Семиречье находилось на Южном Урале.
Есть версия, что Семиречье располагалось в Киргизии - между озерами Балхаш, Сасыколь, Алаколь и Джунгарским Алатау, а название это, возможно, происходит от семи рек, впадающих в Балхаш.
Также есть версии, относящие Семиречье в район, близкий к Алтаю, и даже в район современной северной Индии (штат Пенджаб).
Несмотря на сказочность рассказа об исходе из Семиречья, срок исхода назван точно: "было это за тысячу триста лет до Германареха".
Если учитывать, что жил Германарех в середине IV века н. э., то время исхода определяется серединой IX века до н.э.
Этот срок совпадает со сроком, определённым археологами.
В это время киммерийская (катакомбная) культура северного Причерноморья уступила место скифской (срубной), бывшей ранее в Средней Азии, что свидетельствует о переселении скифов в Причерноморье.
Готское море - скифы до того, как они начали продвижение к Карпатам, жили не только в Семиречье, но и в низовьях Волги.
Судя по данному тексту, по пути к Карпатам они сталкиваются с "готами" у Черного моря.
Видимо, под "готами" здесь следует понимать киммерийцев.
Сурица - священный напиток, подобный иранской хоме в индийской соме, употребляемый в ритуальных целях и на празднествах; по одной из версий, это название проиходит от индоевропейского "сурья" - солнце.
В "Ригведах" бог Сома (он же одновременно и напиток) выступает в качестве жениха Сурьи, в данном случае дочери Солнца.
Этот миф можно интерпретировать и как символическое описание процесса приготовления священного напитка при помощи Хмеля (Хомы\Сомы) и мёда, который оставляют на Солнце (Сурье), чтобы он забродил.
Также в состав сурицы иногда входило и коровье молоко.
Матерь Сва - священная птица, инкарнация Великой Матери. На санскрите "сва" означает "самосущий", и "Матерь Сва" значит "Сама Матерь, Сущая Матерь", то есть Великая Мать, языческая богородица.
Праславяне ушли из Прародины, чтобы попасть в земной рай. Возможно, стремление переселиться в то "место, где никто не умирает, туда, куда уходят предки после смерти", и было причиною исхода из Семиречья. Возможно также, что мифологические и поэтические представления древних праславян сыграли заметную роль в решении поселиться на новой родине.
Голунь - согласно Велесовой Книге, название местности и города в Скифских степях. Видимо, идентичен геродотовскому Гелону - "большому деревянному городу в земле будинов", в котором во времена Геродота жило скифское племя гелонов, говоривших на греческом и скифском языках и поклонявшихся Дионису. Археологи считают, что этот город - есть обнаруженное ими так называемое "Бельское городище", расположенное на реке Ворскле, притоке Днепра. Площадь городища - 4400 га, оно обведено валом в виде треугольника, обращенного основанием на север, а вершиной на юг. Вал имеет длину 28675 метров и высоту 3-4 метра, глубокие, ныне заплывшие рвы. Возникновение городища археологи относят к началу скифского завоевания Причерноморья, к концу киммерийской эпохи.
Дасу - от "даса", "дясыо" (санскритское "clasa"). В Ригведах - собирательное обозначение врагов Индры, демонов и представителей неарийских племен. Так же и в Велесовой Книге.
Глава 2. Русичи в Сирии и Египте.
В середине второго тысячелетия до н.э. в Сирии жили так называемые "митаннийские арии", которые имели много общих черт в религии и культуре с ариями ведийскими, обосновавшимися затем в Индии. Главой пантеона ариев был Индра, как и у соседей - иранцев, судя по всему. Арии появлялись в Сирии примерно в VIII веке до н.э. Тогда они пришли сюда из северного Причерноморья, куда их вытеснили саки и массагеты из Средней Азии. Таким образом, эта дощечка повествует одновременно о нескольких волнах миграция древних ариев.
Геродот - единственный автор, на которого мог бы опереться гипотетический фальсификатор, не оставляет промежутка между вторжением скифов в северное Причерноморье и походом их в Переднюю Азию. Но согласно данным археологии (см. кн. М.И.Артамонова) между этими событиями прошло 200-300 лет. Об этом же говорит и данный текст Велесовой книги. Геродот опирался на легенды, дошедшие в его время до Греции, этим оправдывается схематичность его рассказа. Но гипотетический фальсификатор, у которого кроме трудов Геродота ничего под рукой не могло быть, не мог предвосхитить археологические открытия самого последнего времени (80-е годы 20-го столетия); значит, Велесова книга - подлинник.
Карань - город вблизи Пантикапея (современная Керчь). Ни Геродот, ни Страбон, подробнейшим образом описавшие черноморское побережье, о нем не упоминают. Имя этого городка встречается только один раз в "Истории гетов" Иордана: он поместил поселение Карея между Феодосией и Мирмекнем. Второй раз это имя появляется уже в XV веке, в труде Лоигика Халкондила, рассказавшего о том, как татары переводили черкесов в Боспор, в Карею. Возможно, существует преемственность в названиях: Карань - Кареве - Карея - Керчь.
Но эпичность повествования и некоторые совпадения позволяют предполагать, что перед нами поздняя переделка более древней легенды о трагедии, случившейся в Передней Азии, в Харране. Приспособление древних легенд для описания недавних событий - общепринятая практика для литературы того (и даже более позднего) времени. Например, "Задонщина" создавалась на основе "Слова о полку Игореве".
Одной из причин переделки явилось созвучие имен Карань и Харран. В девятом веке название переднеазиатского города Харран, покинутого скифами более тысячи лет назад, уже ничего не говорило новгородским волхвам. Харран - второй по величине город Ассирии. Этот город скифы взяли штурмом в 610 году до н.э. По-видимому, в первоначальном варианте, в этой легенде повествовалось о трагическом событии сирийского периода история скифов, повлекшей за собой гибель Скифского царства в исход скифов из Передней Азии. Согласно Геродоту ("Клио", 106), по прошествии 28 лет владычества скифов над Передней Азией, Кияксар перебил на пиру скифских царей, и таким образом спас свое владычество. Лишившись вождей, скифы были вынуждены покинуть Переднюю Азию.
Глава 3. Славянские племена.
Под этнонимом "русы " скрывается одно из славянских племен. По мнению историка В.В.Седова ("Восточные славяне в VI-XIII веках", М., 1982), это племя - скифо-сарматского, иранского происхождения. Велесова книга подтверждает этот вывод, освованный на исторических и топонимических исследованиях. Таким образом, полностью опровергается норманнская версия о происхождение этнонима "русы", берущая начало в "Повести временных лет" ("...идоша за море к варягам, к руси... от этих варяг прозвалася русская земля"). По всей видимости, Нестор, выполнявший заказ великих князей Рюриковичей, потомков варягов - Рюрика, был вынужден попросту вставить эту сентенцию, которую к тому же неверно поняли, поскольку Рюрик был варягом-бодричем, но не норманном.
Эта легенда во многом совпадает с легендой, приведенной в Мазуринском летописце (Полное Собрание Русских Летописей, т. 31, Л., 1968). Видимо, летописец опирался на одну из существовавших тогда "Велесовых книг". Может быть, такая книга хранилась в монастырской библиотеке.
"Лета 3099 (2591 до н. а.) Словев в Рус е роды своими втлучашася от Ексняопоята (Черного моря) и от роду своего л ш братин я кождаху до странам веадеивдя, яко крылатой орли дрежтаху вустыви многие, ищуще себе места на селима"; я во многих местах почивающв мечюще их, и нигде же не обретоша себе селения. 14 лет пустыя места и страны обхождазд дондеже дошедша мера некоего великого, Монска зовомяго, последи Ирмер проимвиовася во ямя сестры яя. Ирм*ры. Тогда воядеваля* довел" им наследником места тоге битв, И старедшвй Словев в родам своим я со всем, иже под рукою его, седе на реце, зовомов тогда Мутиая, ЯОСЛЁДЯ же Волхов проименовав* во имя старевшего сына Сдовеяева, Волхова зовома.
" (...) Лета 3113 (2578 до н.э.) великий князь Словен поставиша град и именоваша его до имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новград, нa устье великого озера Ильмера во реце Волхову. И от того времени новогородцы стали именоваться словене (...) ".
Словена и брата его Скифа упоминает и Иоакимовская летопись, о содержании которой мы можем судить по пересказу Татищева:
"Славен с братом Скифом (...) и от старшего брата прозвались славяне (...) Славен князь (...) идя к полуночи град великий создал, во свое имя Словенск нарече. А Скиф остался у Понта и Меотса в пустынях обитати (...) и прозвалась страна та Скифия Великая. По устроении Великого града умер Славен князь, а по нем владаху сыново его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал, владея славянами, ходя всюду на север, восток в запад морем и землею, многие земли на вскрай моря и народы себе покоря (...). А Вандал (...) вся земля их от моря до моря себе покорил (...)".
Здесь же говорится, что потомками Славена были новгородские князья, ведущие свой род от сына Словена - Вандала (так Иоаким именует Венда, к имени которого восходят "венеды").
Видимо, Иоаким не случайно буквально цитирует Велесову Книгу. Он - первый новгородский епискон, он вместе с Добрыней и Путятой крестил Новгород, он грек, культурный и грамотный человек, учившийся в академии, разбиравший там рукописи греческих языческих философов и поэтов. Иоаким вполне мог спасти Велесову Книгу во время устроенного Добрыней погрома в Новгороде, собрать дощечки из разоренных языческих храмов в образуемую епископскую библиотеку. Это очень достоверно и психологически: только он, Иоаким, правдиво описал разгром и резню в Новгороде - в иных летописях крещение описывалось как долгожданное и радостное действо. Только он по-христиански терпимо относился к языческой религии.
В этой дощечке называется срок Карпатского исхода : за 1500 лет до Дира (прибл. 850 г. н.э.), то есть - VIII век до н.э., что достаточно точно соответствует данным истории и археологии. Также можно провести и иной расчет: На Карпатах они сидели 500 лет, потом ушли к Киеву и здесь управлялись вечем еще 500 лет. Потом 200 лет воевали с "языцами" и "костобокими". Потом ушли к ляхам за 100 лет до Германареха (приблизительно 350 г. н.э.). После простого подсчета мы получаем время Карпатского исхода - IX век до н.э. Удивительная точность для определения столь давней даты. Это говорит о непрерывающейся культурной традиции достаточно высокого уровня.
Славяне разделяли общее для всех древних народов мифологическо-поэтическое представление, что небо - это "твердь".
Глава 4. Войны с греками и римлянами.
В этой дощечке местность вблизи Боспора Киммерийского сравнивается с Навью. Видимо, пекельное царство - Навь, славянский Аид, праславяне, подобно Гомеру в "Одиссее", помещали вблизи современного Керченского пролива.
Здесь утверждается, что Киев был основан одновременно с Голунью и Сурожем. Возможно, тогда был основан и город авестийского Кея Кавуса около Эльбруса. Тем более что в этой же дощечке говорится, что от времени Кия до основания Киева (здесь уже - на Днепре) прошло триста лет. Так или иначе, но основание Киева на Днепре также отодвигается в глубокую древность - он современник таврского города Сурожа (IV век до н.э.) и города будинов Гелона (Голуни) - скифское и киммерийское время.
Сурож - в IV веке до н.э. поселение тавров. Славян греческие и римские авторы часто называли "тавроскифами". С III века до н.э. по XIV век н.э. Сурож становится греческим городом Сугдеей. В XIII веке н.э. его разрушают татаро-монголы. В сохранившихся древнерусских документах и летописях Сурож упоминается с XIII века, здесь же Черное море часто именуется Сурожским морем.
Xopcунь (Херсонес, Херсон, Корсунь) - древнегреческая колония в Крыму на территории современного Севастополя. В Велесовой Книге утверждается, что основан он славянами. Возможно, что здесь рядом некогда было поселение тавров. Например, Одиссей, согласно поэме Гомера (XIII-VIII век до н.э.), заходит в Балаклавскую бухту и там обнаруживает город тавролестригонов. Согласно данным истории, этот город основан около 422 года до н.э. выходцами из Гераклеи Понтийской с острова Делос. Просуществовал до XII века н.э., был разрушен татаро-монголами.
Глава 5. Борьба с готами и гуннами.
Гунны - народ, образовавшийся во II-IV веках н.э. в результате смешения тюркоязычных хунну, в 155-160 годах н.э. пришедших из Джунгарии и из угорских племен Приуралья и Поволжья.
Готы - племена восточных германцев. В начале нашей эры жили на южном побережье Балтийского моря. В конце II века н.э. в союзе с карпами ("карпени" Велесовой книги) и другими совершали набеги на Римскую империю, в Дакию и Малую Азию. С IV века н.э. они стали христианами арианской ветви, у них был епископ - Ульфипс. Тогда же сложился союз племён во главе с конунгом Германарехом.
Германарех - король остготов из рода Амалов, возглавлявший союз германских племён в 351-375 гг. н.э. Основатель так называемой "империи Германареха" - недолго просуществовавшего государства на территории современной Южной Украины. Готский историк Иордан утверждал, что его сравнивали с Александром Македонским, и что его держава простиралась от Балтийского до Чёрного моря. Погиб в битве с гуннами в 375-376 году н.э.
Воронежец - находился на территории современного Шосткинского района Сумской области (не следует его смешивать с областным центром - Воронежем, основанным в 1586 году). Древнее поселение с названием "Воронежец" здесь существовало, согласно данным летописей, с 1177 года. До сих пор сохранился древний вал, окружающий центральную часть городка. Видимо, основан этот город был раньше, согласно Велесовой Книге - не позднее III-IV века н.э.
Край Антов - край славянского племени антов, "Антия". Согласно хронисту Иордану, "могущественнейшие из антов живут близ лукоморья Понта от Днестра до Днепра" (то есть, по побережью Черного и Азовского морей). Византиец Прокопий Кесарийский (VI в. н.э.) писал о "бесчисленных антских народах". Согласно данным истории, анты в VI веке н.э. проживали на территории от северо-восточного склона Карпат до Дона, северная граница их неизвестна. Считалось, что анты занимали и Киевскую Землю, но Велесова Книга называет Скуфь Киевскую - землю, отличную от края антов.
Скуфь Киевская - земля Киевская. В названии видна преемственность между Скифией и Киевской Землёй.
Глава 6. Аварское иго, Хазарский каганат и приход варягов.
Варяги - воины-наёмники, разбойничьи дружины, состояли преимущественно из представителей скандинавских народов - норвежцев, шведов, финнов, датчан, но также и из представителей народов, живших на побережье Балтийского моря: литовцев, эстов, пруссов и балтийских славян. Они приглашались на службу и славянскими князьями, и византийскими императорами; нередко воины различных национальностей служили вместе (этим можно, кстати, объяснить дружбу бодрича Рюрика и норвежца Олега).
Рюрик - основатель династии Рюриковичей. Гипотезы о нём зачастую противоречат друг другу (по теме см. также: книгу Е.А.Рыдзевской "Древняя Русь и Скандинавия" & Краткие тезисы против "норманской теории" & Миф о князе Рюрике и генеалогическое летосчисление).
Прототипом Рюрика приверженцы "норманской теории" считали многих норвежских и шведских конунгов, но, видимо, это не так. Как явствует из текста дощечки, о происхождении Рюрика начали спорить ещё при его жизни. Новгородские волхвы называли его Эриком, подчеркивая то, что он - иноземец. "Эрик не русич!" - эти слова волхвы обращали к верующим. Заметим, что ни о Германарехе, ни о ком-либо ещё волхвы так не говорили: то, что они - не русичи, было понятно без слов.
Очевидно, Рюрик, претендовавший на княжение в Новгороде, утверждал, что он - русич. И не просто русич, а прямой потомок Славена - первого новгородского князя. Для этого у него были основания: во всех списках "Повести временных лет" Рюрика и его спутников называют варягами-русь - "Свце бо звахуть варагы-русь, яко же друзии зовутся свее (шведы), друзии же оурмани (норманны), инии и готе (готы)".
Почему же волхвы выступали против Рюрика? Для чего им понадобилось говорить, что он - не русич, и притом - не по крови, а потому, что он нарушает обычаи - убивает купцов? Волхвы, судя по Велесовой Книге, всегда выступали за древнее вечевое демократическое правление, а следовательно - против неограниченной власти князя, потому они и вступили с ним в борьбу. Кстати, не следует понимать Вече как пережиток родового строя, и не нужно верить летописям, в которых вече описывалось как некое шумное сборище, нередко кончавшееся кровопролитием. Летописцы были пристрастны, как правило, они выполняли заказ князей, боровшихся против вечевой власти.
Но это не значит, что вечевое правление и княжеская власть всегда противоборствовали. Вече - сложный институт народовластия, напоминающий современную конституционную монархию. Княжеская власть в Новгороде передаваяась по наследству, не была ограничена вечем. Князья стремились упрочить свою власть, но им препятствовало вече, мешала и языческая религия, освящающая такой тип правления. Именно поэтому они впоследствии приняли христианскую веру и стали искоренять в народе языческую веру с её демократическими идеалами. Христианизация Руси была необходима для установления абсолютной монархии, что и произошло в последствии.
Один из эпизодов этой истории - борьба волхвов с Рюриком.
??? Тогда, "ос-нояьзоватснеь "имей династия, они хотели укрепить свое влияние, а власть князя ещё более ограничить. Именно поэтому они представляли Рюрика не законным "асявя*и"ом, а иноземным завоевателем. Рюрик сам давал повод этому: и говорил-то, наверное, по-русски с трудом, и в жены взял Ефанду из рода иораешскя" королей. К власти приходил, свергнув власть выборных посадников с помощью норвежской дружины "вещего" Олега (в сагаж - Одна) - брата Ефанды. Да и варяжская дружина его, в которую, конечно, входили не только бодричи, но и норманы, мало отличалась от норвежских и шведских варяжских дружин. И все же Рюрик не был норманом. Он действательно был законным наследником новгородского князя Гостомысла, * нереа мте - в потомком пр"родмт"ля Слявев".
Согласно Иоакимовской летописи, написанной первым новгородским епископом Иоакимом: Гостомысл, оставшись без наследника, погибшего в борьбе с варягами, незадолго до смерти видел сон - ему приснилось, как из чрева средней дочери его Умилы выросло чудесное дерево. Волхвы объяснили ему значение сна: "от сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится [гобзиться - богатеть] княжением его".
Таким образом, Рюрик - это сын Умилы и внук Гостомысла, потомок Славена. Он - ближайший родственник, который и должен наследовать княжеский престол. Не исключено, конечно, и то, что он - самозванец, но это маловероятно. Иоакимовская летопись, на которую опирается гипотеза о бодричском происхождения Рюрика, многим исследователям представляется наиболее беспристрастной. Иоаким - грек; ему незачем было приписывать славянское происхождение Рюрику, он писал смело, без оглядки на киевских князей.
Впрочем, есть и иные свидетельства. По легенде, приведенной в книге Ксавье Мармье, "Письма о Севере", Рюрик - это сын Годослава, князя бодричей - славянского племени, жившего на побережье Балтийского моря. На это обратил внимание писатель Чивилихин в книге "Память". Видимо, Гостомысл выдал свою дочь за Годослава, а она родила Рюрика. Рюрик - варяг, а "варяжство" - это род занятий, а не имя этнической группы, то есть он не норман, а бодрич - славянин, "варяг-русь". Кстати, и имя его происходит от имени тотема западных славян-ободритов сокола Рарога, инкарнации Огнебога Семаргла. Права Рюрика на престол обосновывались тем, что он - внук Гостомысла и потомок Славена, а значит его власть освящена самими Богами. Рассмотрим его "мифологическую родословную.
Иоакимовская летопись подробно описывает происхождение Гостомысла от прародителя Славена. Она рассказывает о потомке Славена - Вандале (Венде), и о трёх его сыновьях Изборе, Владимире и Столпосвете. Потомком Владимира Древнего в девятом колене называет Буривоя, который и был отцом Гостомысла.
В Велесовой Книге в дощечке "I 6а" и в Иоакимовской летописи Славен называется братом Скифа, прародителя скифов и вендов: "И были князья Славен с братом его Скифом". Теперь обратимся к "Истории" Геродота. Согласно скифским легендам, пересказанным Геродотом, Скифа и его братьев родила полуженщина-полузмея от связи с сыном Зевса - Гераклом. В другом варианте генеалогической легенды, приведенной Геродотом, рассказывается о том, что дочь реки Борисфен (Днепра) и Зевс родили Таргитая, а тот родил прародителя скифов - Колаксая. Распутаем клубок этих легенд. По всей видимости, от Роси (дочери Борисфена-Днепра) и Перуна (Зевса) в славянском варианте мифа был рожден Тарх Дажьбог (он же - скифский Таргитай, малоазиатский Аполлон Таргелий). И уже Дажьбог, сын Перуна (у Геродота - Геракл, сын Зевса), родил Скифа и Славена (у Геродота: Скифа, Агафирса и Гелона), Родились они от связи Дажьбога и полуженщины-полузмеи, то есть - от Марены. Oт Дажьбога и Живы, согласно реконструкции "Песни птицы Гамаюн", родились Кисек и Орей (последний - отец Кия, Щека и Хорива). Во времена Рюрика потомков Дажьбога и Живы - князей полян, чехов и хорват уже не было. Киев был подчинён Хазарии, хорваты были под Византией, чехи задолго до этого пережили многих завоевателей. Да и княжение у бодричей прервалось на отце Рюрика Родославе, убитом Готфридом Датским.
Гостомысл был последним потомком славянских князей из древнего рода, берущего начало от самого Дажьбога и Марены. Смена династии тогда ещё не привела к пресечению рода, поскольку Рюрик, пусть не по мужской линии, но всё же - внук Гостомясла. Этот род, согласно древним легендам, насчитывает около трёх тысяч лет (согласно данным летописей - с VI-VII века н.э.), пресёкся только в XVI веке в "смутное время", когда династия Рюриковичей сменилась династией Романовых.
"Повесть временных лет", пчега м гавврят в иревдов* Аскольда, и это понятно, так как крещёного Аскольда убил некрещённый Олег, и в результате пришёл к власти Игорь Рюрикович - также некрещёный, но - основатель княжеской династии. Очевидно, по политическим причинам нельзя было Нестору щпт-знаъй Аагольд" хрисгаатжш жучевиявМг убиты* GUenow ори "ртод" к маета династия Рюриковичей. Тем не менее в рявве-ввгаптмсквх источввная сохранились свидетельства о крещении Аскольда и Дира константинопольским патриархом Фотием во время царствования императора Михаила, так называемое "фотиево крещение славяноруссов".
KeWtty Otter - "*<и*"да> Рюрик, убийство Аскольда и Дира оправдывал тем, что чек аи восстановил вршиевдо руесиия нвяэвв, потомков Рюрика, внука Гостомысла, имеющих право и на киевский престол, поскольку он пустовал после подчинения Киева хазарам, а затем - варягам.
В Киеве не было наследников князя Кия - потомков Дажьбога и Живы, потому киевляне призвали ном" "яямй, шиюмлва Дажьбога и Марены, я "ему же - еянвовременаых с ними, яеяфшцвмн, Вероятно, все добро, мотоуо* потом проиете-нало от квязей новой династии, они объясняли, влиянием Дажьбога, а все зло, в том числе и насильственное принятие новой веры, оправдывали влиянием Марены.
???
Автор:
Александр Игоревич Асов (Бус Кресень)
Сканирование и подготовка/правка материала:
Лютобор и Ярослав Добролюбов.
|